История Орсе
Помимо привлекательного внешнего оформления пассажирам были доступны современные по тем временам новинки: пандусы, подъемники для пассажиров и багажа. Однако оставаться продвинутой гавани суждено было недолго, поскольку длина составов увеличивалась, и короткие промежутки станций стали для них слишком неудобными.
История Орсе
С 1939 г. пристань уже обслуживает только поезда пригорода, а в 1945 г. становится отправным пунктом для депортаций и отправки военнопленных. В 1958 г. состоялось еще одно значимое для истории событие – в привокзальном отеле на пресс-конференции Шарль де Голль объявляет о своем возвращении в большую политику.
Перестав функционировать, здание постепенно приходит в упадок, но, как оказалось, в обветшалом виде стало привлекать людей искусства. В 1962 г. режиссер и сценарист Орсон Уэллс облюбовал его для съемок фильма по роману Кафки «Процесс». А чтобы придать строению еще большей депрессивности с налетом клаустрофобии, узкие коридоры наполнились чередой кабинетов. Еще тут временно находит приют аукционный дом Drouot-Rive Gauche и шапито театр-компании Рено-Барро.
Но пустующая каменная громада начинает вызывать все больше вопросов. Занимая немалое пространство, она перестала нести полезную для города функцию, и все чаще возникают предложения о ее сносе, дабы поместить на этом месте администрацию авиакомпаний Эир Франс, депозитные кассы или большой отель.
Однако, уже имея разрешение на снос старого вокзала, в 1971 г. город ждет сюрприз от министра, отвечающего за обустройство столицы в виде запрета на новые проекты. Объяснялся отказ просто – планы предложенных застроек не вписываются в городской рельеф. Внес свою лепту и шок от недавней ликвидации парижского рынка Ле-Аль и своеобразная реакция на возведение вокзала Монпарнас.
Начиная с 1973 г., были не только заморожены все предложения по замене Орсе, но его внесли в список потенциальных исторических памятников. Окончательно вопрос с переустройством решился в 1978 г., и началось преобразования из железнодорожной станции в музей Орсе в Париже.
Строительство Орсе
Строительство Орсе началось в 1898 г. на месте, где в 1871 г. сгорела Счетная палата, а чтобы успеть закончить его к началу выставки, на участке круглосуточно трудились рабочие. Прокладывая пути от вокзала Аустерлиц до местоположения нынешней платформы, в дневную смену на площадке одновременно находилось 300 человек, а в ночную около 80-и. Зато уже 14 июля 1900 г. состоялось торжественное открытие новой железнодорожной пристани и прилегающего к нему отеля.
Строительство Орсе
В. Лалу старался придать депо изысканные формы, сделать не только удобным, но и привлекательным внешне. Когда на открытии Всемирной выставки его увидел художник Эдуард Делай, он не смог сдержать удивления: «Станция великолепна и выглядит как дворец изящных искусств …», и эта реплика с высоты минувших лет звучит как пророчество.
В отличие от других вокзалов, Орсе был крытым зданием, крышу которого покрывали стеклянные панели, позволяя естественному свету проникать внутрь. Подобная конструкция оказалась возможной потому, что поезда на электрической тяге не выпускали в воздух пар и дым, а из-за своеобразной формы в народе обрели прозвище «банок для соли».
Музей Орсе в Париже
Одной из достопримечательностей Парижа является музей Орсе (д’Орсе), в котором выставлены шедевры живописи и скульптуры, известные во всем мире. В этой статье вы узнаете, какие интересные экспонаты стоит посмотреть в самом известном музее искусств Парижа.
Музей Орсе размещен в старом здании железнодорожного вокзала в центре столицы Франции на берегу Сены. Это здание преобразовывали и реконструировали по проекту итальянца Гая Ауленти десять лет, а в 1986 году музей распахнул свои двери для первых посетителей.
Небольшое путешествие по музею Орсе
В музее собрана редчайшая в мире коллекция произведений искусства за период с 1848 по 1915 г. из разных мест Франции, а также других стран.
Здесь предметы искусства (а их более 4 тысяч) расположены на трех этажах музея в хронологическом порядке. Картины и скульптуры известных мастеров соседствуют с малоизвестными авторами.
Вся коллекция музея состоит из картин импрессионистов и постимпрессионистов, скульптур, архитектурных макетов, фотографий и предметов мебели.
По бокам зала отделены два ряда небольших комнат, в которых находятся работы известных французских живописцев. Пару лет назад на первом этаже в одной из комнат была размещена «Мастерская» Гюстава Курбе, которого считают основателем реализма в живописи.
Есть комната, полностью посвященная творчеству Клода Моне, в ней хранятся его картины «Женщины в саду», «Регата в Аржатей» и многие другие.
Второй этаж музея Орсе дает нам возможность познакомиться с картинами натуралистов и символистов, образцами декоративного искусства направления модерн, а также насладиться скульптурными работами Родена, Бурделя, Майоля. Обязательно найдите статую танцовщицы Дега и скандальную статую «Бальзак» Огюста Родена.
Важно
Третий этаж музея Орсе – это райское место для ценителей живописи. Здесь вы можете получить удовольствие от картин таких гениальных художников как: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Клод Моне и Винсент Ван Гог.
Возле картины «Звездная ночь над Роной» Ван Гога всегда задерживается много посетителей, её считают редкой жемчужиной коллекции музея.
Большой интерес вызывает также полотно Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которое шокировало общественность 19 века тем, что на нем нарисована обнаженная девушка в компании двух одетых мужчин.
Кроме того, на этом этаже в отдельной галерее выставлены экспонаты восточного искусства.
В музее можно ознакомиться с постоянной экспозицией и временными тематическими выставками, а также проводятся конференции, концерты и спектакли.
Часы работы музея Орсе
Прежде чем идти в музей Орсе, обязательно уточните его часы работы. Он закрыт по понедельникам, а в другие дни работает так:
- четверг с 9:30 до 21:45;
- в остальные дни – с 9:30 до 18:00.
Стоимость входных билетов в музей Орсе
Стоимость билетов составляет:
- 11 евро – для всех;
- 8.5 евро: для туристов не из Евросоюза возрастом 18-25 лет и иногда в вечерние часы;
- бесплатный вход: для определенных категорий граждан, для молодежи – по четвергам с 18 часов, а в первое воскресенье месяца – для всех.
Еще одной особенностью входного билета в музей является то, что по при его покупке можно в течение нескольких дней купить билеты со скидкой в Национальный музей Густава Моро и Парижскую оперу.
Если вы не являетесь знатоком живописи и скульптуры, то лучше присоединиться к экскурсионной группе, тогда вы не только прочитаете названия экспонатов, но и узнаете много интересного.
В конце 2011 года музей д’Орсе в Париже открыл для публики новые галереи, которые создавались два года.
Совет
Было переделано освещение залов, теперь здесь современное искусственное освещение, которое больше соответствует атмосфере буржуазных салонов и интерьеров, для которых и писались полотна.
Собираясь в Париж, обязательно посетите самый известный музей живописи и скульптуры д’Орсе.
Кроме музея Орсе в Париже стоит погулять по знаменитому району Монмартр и Елисейским полям.
Сокровищница мирового значения
С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.
Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.
С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.
Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).
Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.
Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду. Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.
Что посмотреть?
Если время не ограничено, то в музее можно провести ни один день, осматривая залы в порядке их расположения. Если на экскурсию отведено всего несколько часов, то стоит заранее посмотреть план расположения залов и выбрать те отделы, которые представляют наибольший интерес для конкретного посетителя.
https://youtube.com/watch?v=kNczeJBPk8A
Коллекция предметов искусства расположена на трех уровнях. Начинается осмотр экспонатов, с нижнего яруса, который расположен под живописным прозрачным сводом. Затем посетители могут попасть на верхний ярус, а заканчиваются экскурсии, как правило, на среднем уровне, с которого открывается превосходный вид на центральную музейную галерею.
История создания
Кто бы мог подумать, что это великолепное здание, еще совсем недавно принадлежало железнодорожному вокзалу. Построенный в 1900 г., он принимал и отправлял поезда, обслуживая всю юго-западную область страны.
Но технический прогресс настолько шагнул вперед, что уже к 1939 г., всего за 40 лет, длина перронов просто перестала соответствовать протяженности прибывающих составов, и вокзал постепенно меняет статус, работая только на пригородные направления.
К 1960 году здание совершенно приходит в упадок. Его огромные площади начинают служить местом проведения съемок. Именно в этих стенах снимается культовый фильм «Процесс», по одноименному роману Кафки, насквозь пронизанный абсурдом и страхами.
Со временем здесь размещаются аукционные дома, театр-шапито и даже гостиница. Но пустующая, обветшалая громадина в самом центре Парижа вызывает все больше недовольств. И к 1971 году бывший вокзал решают снести. Этот вердикт спровоцировал небывалый резонанс, целая буря негативной реакции сотрясла все общество. В итоге было принято постановление о реконструкции здания и размещения в нем музейных экспонатов. Так, когда-то существовавшая железнодорожная станция, получила статус исторического памятника и с этого момента началось ее преображение.
Все строительные работы заняли несколько лет, и в 1986 году президент Ф. Миттеран объявил об открытии нового музея Орсе. Так началась его вторая жизнь.
Главные произведения
Здание выделяется своей необычной архитектурой, поскольку несколько десятилетий оно служило вокзалом. Автор проекта — архитектор Виктор Лалу, также в его реализации приняла участие Гаэ Ауленти (итальянский архитектор и дизайнер).
В архитектуре здания гармонично сочетаются черты классицизма и элементы индустриального стиля. В украшении фасадов мы видим скульптуры, пилястры и лепнину, барельефы, картуши и аграфы (металлических украшений).
Музейные экспозиции размещаются на пяти уровнях.
Работы импрессионистов — главная ценность собрания. Представлены такие известные полотна:
- «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане
- Четыре полотна серии «Руанский собор» Клода Моне
- «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» Огюста Ренуара
- «Цирк» Сера
- Автопортрет Винсента Ван Гога.
Вы увидите также работы Поля Гогена и Эдгара Дега, Бланше и Сезанна, Матисса и Редона, а также других известных мастеров этого жанра.
Эти знаменитые произведения искусства расположены на самом верхнем этаже. Поэтому, если Вы ограничены во времени или не особый ценитель искусства, лучше начать осмотр именно отсюда.
На нижних уровнях представлены работы художников, творивших до эпохи импрессионизма, широко известные только узкому кругу ценителей искусства (Карпо, Энгр и Делакруа, Пивис де Шаванн и другие), а также новое искусство (арт-нуво).
Кроме живописи экспонируются коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мебели и фотографии, декорации к операм и предметы архитектуры.
На среднем уровне здания имеется кафе со смотровой площадкой, откуда открывается великолепный панорамный вид на Сену и Лувр.
Джеймс Эбботт Макнил Уистлер
Портрет матери художника (1871 г.)
Портрет матери художника (1871 г.)
Самая известная картина живописца. Это символ «культа матери», а также игра черных и серых тонов наподобие того, как это происходит в фильмах и мультфильмах. Сам автор сравнивал свои полотна с музыкальными композициями, называя их «симфониями» и «ноктюрнами».
Многие зрители узнают портрет благодаря фильму «Мистер Бин», но это не единственный раз, когда его обыгрывали в кинематографе. В фильме «Азарт удачи» репродукцию можно увидеть в комнате главного героя.
Также в «Ценности семейки Адамс» в доме висит очень похожее изображение. Портрет несколько раз мелькает в мультсериале «Симпсоны», а у одного из героев киноленты «Голый пистолет 1/2» есть родимое пятно, идентичное силуэту фигуры матери Уинстера.
Историческая справка
Место, где в наши дни располагается музей Орсе, имеет историю куда более длинную, чем официальная история этого музейного учреждения. Еще в начале 17 века здесь были королевские сады поместья Маргариты де Валуа, жены Генриха IV, а спустя век, когда на левом берегу Сены появилось множество аристократических особняков, была построена пристань и набережная. Впоследствии набережная получила имя в честь парижского прево Шарля Буше д’Орсе, при котором и происходило ее строительство. В 19 веке на набережной возникло величественное здание дворца Орсе, который был домом сразу для двух важных государственных учреждений: Счетной палаты и Государственного совета. В мае 1871 года в ходе подавления Парижской коммуны дворец, как и многие другие общественные здания этого района, очень сильно пострадал от пожара.
Почти три десятка лет полуразрушенное здание являло собою мрачное напоминание о последних днях власти коммунаров, но в конце 19 века участок земли вместе с бывшим дворцом был выкуплен одной из частных железнодорожных компаний, выполнявшей перевозки между Парижем и Орлеаном. В этот период в Париже, который готовился к принятию Всемирной выставки 1900 года, осуществлялось строительство многих грандиозных сооружений: Эйфелевой башни, первой линии парижского метрополитена, Лионского вокзала, арочного моста Александра III через Сену и др. Вокзал Орсе, который железнодорожная компания решила построить на месте бывшего дворца Орсе, должен был занять достойное место в вышеупомянутом списке парижских новинок. Строительные работы, которые начались в 1898 году, продолжались днем и ночью, чтобы успеть принять пассажиров к началу выставки.
14 июля 1900 года состоялось торжественное открытие вокзала, который вызвал массу восторженных отзывов и был назван современниками «настоящим дворцом изящных искусств». Вокзал Орсе и привокзальный отель класса люкс были весьма популярны у путешественников и иностранных делегаций, прибывавших в Париж на Всемирную выставку. Перроны находились под сводчатым ажурным куполом из стекла и стали, поскольку железнодорожная компания использовала на этой магистрали новинку – поезда с электротягой, что избавляло пассажиров от гари, копоти и пара, которые царили на обычных вокзалах. Впрочем, из-за быстрых темпов развития железнодорожного транспорта, уже к концу 1930-х годов перроны вокзала Орсе оказались слишком короткими для обслуживания магистральных поездов, и с вокзала стали отправляться только небольшие пригородные поезда.
После Второй мировой войны по своему прямому назначению использовалась лишь небольшая часть перронов, в то время как сам вокзал и здание отеля часто выполняли не совсем привычные для себя функции. Так, колоритные помещения вокзала в 1962 году стали декорациями к фильму «Процесс» по роману Кафки, а в 1972 году в здании вокзала открылась сцена театральной компании Рено-Барро. Несколько раз вокзал Орсе оказывался на грани уничтожения, когда в правительство Франции поступали предложения о сносе полупустого здания в центре столицы, чтобы освободить место для современного отеля или какого-нибудь административного строения. К счастью, этим планам не суждено было сбыться, и старинный вокзал в 1980-х был благополучно превращен в музей. Датой основания музея Орсе считается 20 октября 1977 года, когда был издан приказ министерства культуры о преобразовании в музейное учреждение здания бывшего парижского вокзала.
Такой приказ был принят неспроста: во-первых, он защищал от сноса исторически важное здание, а во-вторых, позволял решить проблему размещения части национальной художественной коллекции. Богатое собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов по хронологическим рамкам создания (вт
половина 19 в. — начало 20 в.) не подходило ни Лувру, ни Национальному музею современного искусства в центре Жоржа Помпиду, поэтому Парижу давно требовалась новая галерея для экспозиции этой коллекции. На реконструкцию здания вокзала и обустройство выставочных пространств в его помещениях потребовалось несколько лет, по истечению которых, в декабре 1986 года музей Орсе принял первых посетителей.
Музей д’Орсе на железнодорожной платформе
Река Сена делит Париж на неравные части – левый и правый берега. На левом разместились 5-7 и 13-15 муниципальные округа Парижа, но кроме географического местоположения они имеют и социальное отличие. Тут предпочитает селиться богема – художники, скульпторы, писатели, философы, интеллектуалы. Местное население отличает манера одеваться и стиль поведения. Неудивительно, что здесь находятся основные достопримечательности столицы, среди которых музей Орсе (Musée d’Orsay), собравший огромную коллекцию скульптур и полотен европейских живописцев середины XIX и начала XX столетия.
Подобный временной период выбран не зря, и заполняет хронологический промежуток собраний Лувра и Центра Помпиду.
Это оригинальный и уникальный паноптикум, входящий в десятку самых популярных в мире. В нем выставлены работы мастеров, работающих в жанрах импрессионизма и постимпрессионизма, романизма и натурализма, неоклассицизма и эклектизма, а также создававшие произведения в жанре «нового искусства» – арт-нуво. А тот факт, что музей д’Орсе занимает здание бывшего железнодорожного вокзала, придает ему особый шарм, привлекая около 3-х миллионов людей в год, чтобы отправить их в захватывающее путешествие, но уже не по железному полотну, а упиваться духом истории искусства.
Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм
Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).
Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне. Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.
Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.
Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.
Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана, где каждая картина написана с присущим только ей освещением.
Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.
Пройдя мимо кафе, а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.
Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей» (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.
Экспозиция первого этажа музея Орсе
На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.
Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино, работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.
Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду. Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.
На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре, а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.
Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.
Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.
В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма
Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.