Классный час «Сказки народов мира»
Организация: МБОУ «Тяжинская СОШ №3»
Населенный пункт: Тяжинский район
Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества.
Задачи:
– формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
– развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
– воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов
Ход мероприятия:
Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
Ученица 1.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Учитель
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Тема нашего классного часа «Сказки народов мира»
Сказки любят все: и взрослые, и дети. Очень много сказок у разных народов, посмотрите сколько сегодня у нас книг
Выставка книг.
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Любят сказки все на светеЛюбят взрослые и дети,Любят слушать и смотреть,Сказки могут душу греть.
Игра для разминки «Дополни имя. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.Кощей – БессмертныйВасилиса – ПремудраяКарабас – БарабасЕлена – ПрекраснаяСестрица – АлёнушкаБратец – ИванушкаКрошечка – ХаврошечкаЗмей – ГорынычИван – ЦаревичФинист – Ясный соколСнежная – Королева.
Следующая игра “Видели – не видели!”
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!”. Если такого не бывает, то вы молчите.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница – замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёлк!
6
А зеленый крокодил важно по полю ходил
«По опорным словам угадай сказку!»Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси – лебеди»)Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
Ученик
О чём-то скрипит половицаИ спице опять не спитсяПрисев на кровати, подушкиУже навострили ушки…И сразу меняются лица,Меняются звуки и краски…Тихонько скрипит половица,По комнате ходит сказка.
Ребята, а сейчас я вас приглашаю посмотреть украинскую народную сказку «Колосок»
(Инсценирование сказки детьми)
После просмотра
– В чем заключается основная мысль сказки?
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
А сейчас давайте подведем итог.
У каждого народа есть свои сказки: в них отразились обычаи разных народов и разных стран, в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
– Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Приложения:
file0.docx.. 16,4 КБ
Опубликовано: 01.03.2021
Ход ООД:
Воспитатель Дети
1-я часть. Вводная.
Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Тогда попробуйте угадать?
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
Воспитатель напоминает детям сюжет русской народной сказки «Маша и Медведь», а затем читает японскую народную сказку «Медведь-камень».
Ребята, кто является главным героем этих двух сказок?
Да, действительно. В этих сказках рассказывается о медведях? Какие еще сказки о медведях вы знаете?
Да.
Медведь.
В обеих сказках главный герой – медведь.
«Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. П. Корнилова, «Маша и три медведя», «Теремок»
2-я часть. Информационная.
Да, ребята, сказок про медведей очень много, многие народы сочиняли сказки именно про нашего царя зверей. Это сильное и справедливое животное у всех народов мира вызывает уважение и восторг. Медведь никогда не нападает на человека или другое животное первым, хотя он самый большой в наших лесах и самый сильный. Медведя изображают на гербах, картинах. Русские народные сказки показывают медведя неуклюжим, неаккуратным и даже опасным. А в японской народной сказке каким изображен медведь?
Чтение отрывка сказки.
Кто знает сказку про медведя, которую мы сегодня не называли?
Верным, дружелюбным, защитником.
«Почему у медведя короткий хвост», «Медведь-судья»
Ответы детей («Медведь-липовая нога»)
3-я часть. Проблемная.
Ребята, как вы думаете, почему медведь так интересен людям, почему многие сказочники и писатели делают его своим персонажем?
Что общего в русской сказке «Маша и медведь» и японской сказке «Медведь камень»?
Правильно, ребята, молодцы! А еще у каждого народа есть своя легенда о медведях. Легенда – это
Русская легенда говорит о следующем:
Жил на свете мужик, который любил над всеми шутить и смеяться. Однажды увидел он человека, гулявшего недалеко от леса и решил его напугать. Вывернул он тулуп мехом наружу и зарычал, что было сил. Да только человек этот самим Богом оказался. Наказал он шутника, сказав: «Теперь все время в Шуре тебе ходить, да только рычать» С тех пор и ходит медведь один по лесным чащам.
А вот армянская легенда: жил в лесу дикий народ, ни с кем эти люди не разговаривали, были негостеприимны. Зашел как-то в лес один старец, да заблудился, стучал он, стучал в дома, да только дверь ему так никто и не открыл. Обиделся он на этот народ сильно и сказал: «Жить вам в берлогах, да рычите себе под нос». Так и появились в лесах медведи.
Чем похожи эти легенды?
Медведь большой и сильный. Медведь – царь зверей.
В этих сказках человек подружился с медведем. Медведи в этих сказах сильные, а людей не обижают.
Медведи раньше были людьми, но провинились и их наказали.
4-я часть. Стимулирование детских вопросов.
Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Я предлагаю вам поиграть в игру (объяснение правил игры)
Коричневый.
Этот предмет не живой.
Мягкий.
Да, дети с ним часто играют.
Он сделан из ткани.
Да, а какая именно?
Правильно, молодцы!
Дети, задавая вопросы воспитателю, отгадывают предмет, спрятанный в сундучке (плюшевый медвежонок)
Какого цвета этот предмет?
Он живой или неживой?
Он мягкий или твердый?
С этим предметом можно играть?
Из какого материала он сделан?
Это мягкая игрушка?
Медвежонок.
5-я часть. Символизация.
Ребята, а вы хотите стать художниками и нарисовать картину на тему сказок народов мира о медведях? Каким, Маша, ты изобразишь медведя?
Почему, Саша, ты нарисовал людей разных национальностей и вдалеке большого медведя?
Большим, лохматым и добрым.
Я нарисую медведя-камень, который помогает хорошим людям.
Потому что люди всех стран уважают медведей за их силу и справедливость, но боятся их, потому что думают, что обиженные медведи злятся на людей.
Постановка новой проблемы.
Ребята, какие сказки народов мира вы хотели бы послушать?
На следующем занятии поговорим о Новогодних сказках и традициях разных стран.
Про Новый год. Сказки про цветы.