История Деда Мороза в России

Уточнение возраста Деда Мороза

Сейчас 7 522 год от Сотворения мира

Попробуем уточнить возраст любимого волшебника, основываясь на его собственных словах. Итак, нам известно, что ему ровно столько, сколько белому свету, как уточнил дедушка, «несколько тысяч лет». А известен ли возраст белого света? Да, известен.

К определению возраста белого света, а значит, и Деда Мороза, можно подойти с двух точек зрения, которые на самом деле не противоречат друг другу. Одна точка зрения – библейская, а другая – естественно-научная, которые легко согласовываются.

Согласно Библии сейчас на дворе 7 522 год от Сотворения мира, который соответствует 2020 году от Рождества Христова.

В то же время, по мнению ученых, возраст Земли составляет примерно 4,6 миллиарда лет. Но противоречия между 7,5 тысячами и 4,6 миллиардами лет никакого нет, если опять обратиться к Библии, в которой сказано: «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2-е послание Петра: 3, 8)

Таким образом, точный возраст Деда Мороза в 2020 году составляет 7 522 года или 4, 6 миллиардов лет.

Ёлка

Традицию наряжать зелёную красавицу в нашей стране, как известно, ввёл Пётр Первый. Но то была не совсем ёлка. Накануне 1700 года (первого празднования Нового года в России) в Гостином дворе выставили напоказ композиции из еловых, сосновых и можжевеловых веток. Чтобы москвичи, а по их примеру и все остальные, украшали дома именно так. В Европе же, откуда мы взяли традицию, изначально украшали не ели, а туи. И делали это в канун католического рождества.

Раньше основными предметами украшения служили продукты питания. Это были яблоки, пряники, яйца, печенье. Они символизировали подношения младенцу Христу. На макушку вешали ангелочка или звезду. Как напоминание о звезде Вифлеемской, указавшей путь к месту рождения Иисуса.

Сегодня в каждой стране — свои традиции украшательства. Американцы, к примеру, предпочитают вешать на свои christmas-trees съедобные вкусности. Особенно популярны у них маленькие сахарные трости, раскрашенные в красно-белые цвета. Считается, что такая форма не случайна. Она символизирует букву «J», то есть первую букву имени Иисус (Jesus). Также популярны у жителей «штатов» в качестве украшений: клюква, апельсины и поп-корн.

Европейцы же предпочитают единый стиль. Игрушки на ёлку вешаются примерно одного типа и цвета. Дерево, украшенное таким образом, считается показателем вкуса хозяев дома. Кстати, в последнюю пятилетку в России вошло в моду вешать на ель вместо шаров компакт-диски. Ведь их с развитием компьютерной индустрии стало великое множество. Цвета и оттенки на любой вкус — только выбирай.

Дед Мороз, Снегурочка и ёлка — главные символы праздника. Ну, а главные герои предстоящего года — мы с вами! С наступившим Старым Новым годом!

Автор текста: Александр Олюнин

*Информация взята из журналов «Вокруг света», «Славянка», газет «Комсомольская правда», «Российская газета», а также всевозможных энциклопедий.


Автор выражает благодарность за помощь в создании материала сотрудникам Центральной городской библиотеки имени Пушкина города Старый Оскол.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода. Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Изображение Карачуна

Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие русские писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Морозко из одноимённого фильма

Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками. Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Из истории о Святом Николае

Святитель Николай Чудотворец жил в IV веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему, а став епископом, всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна. Однажды, желая помочь бедной семье, где были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, святитель Николай подбросил им три мешочка с золотыми монетами, что позволило отцу собрать дочерям приданное и выдать их замуж.
Согласно католической легенде, однажды все окна в доме оказались запертыми, и святой подкинул деньги в трубу. Легенда повествует, что золотые монетки попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Святитель Николай спасает купца, терпящего бедствие. Иллюстрация из современной детской книги

Православные почитают святителя Николая не только за его щедрость и нищелюбие, но и за бескомпромиссность в борьбе с ересями, и многочисленные чудеса, которые он творил и при жизни и после смерти. Не раз он спасал от смерти оклеветанных и невинно осужденных. Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки, а также русские купцы. Русские люди всегда прибегали к молитве святителю Николаю и получали скорое утешение в своих нуждах.

Икона “Избавление Николаем Чудотворцем сына Агрикова от сарацин”

Широко известна записанная житии святого история об избавлении сына Агрикова из сарацинского плена. А древний Киев хранит память о чудесном спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный мальчик счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
В праздник Николая Чудотворца, который православные отмечают 19 декабря, а католики – 6 декабря, сложилась традиция дарить послушным детям подарки в память святителя. Сохранилось большое количество старинных западноевропейских открыток, изображающих Николая Чудотворца в одеждах католического епископа, с мешком, полным игрушек, окруженным толпой детей. По мере секуляризации общества эта традиция утратила популярность, а роль щедрого дарителя плавно перешла к вполне светскому Санта-Клаусу.

День святого Николая. Старинные открытки. Святитель изображен в одежде католического епископа

***
Как видим, Санта-Клаус (изначально придуманный как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

Старые представления об образе Деда Мороза

Изначально православные люди не правильно восприняли образ Деда Мороза. Это было связано в первую очередь с тем, что христианство упорно боролось с язычеством, и все противоположные Боги казались верующим людям злыми и коварными.

Среди людей появилось поверье, согласно которому каждый Новый год Дед Мороз может прийти в деревню и украсть маленьких детей. За плохое поведение он их наказывал и устраивал жертвоприношения. Именно благодаря этому в старину дети боялись появления языческих Богов.

Со временем Дед Мороз подобрел в глазах православных верующих. Теперь им не казалось, что волшебник может унести детей в мешке и убить. Люди начали верить, что с наступлением Нового года в мешке Дед Мороз приносит подарки детям и всем людям, которые этого достойны.

Как жители страны обходили запреты и устраивали для детей ёлку

Сохранились воспоминания современников о том, что до конца искоренить обычай не удалось

Смелые и добрые люди, применяя все меры предосторожности, продолжали радовать детей, наряжая на Новый год ёлку. Делалось это в тайне от соглядатаев. Окна плотно занавешивались шторами и одеялами так, чтобы не оставить ни одной щелочки

Окна плотно занавешивались шторами и одеялами так, чтобы не оставить ни одной щелочки.

Дерево наряжалось сладостями и игрушками, которые в некоторых семьях хранили с дореволюционных времён. Дети были счастливы. К каким только хитростям не прибегали взрослые, чтобы сохранить для малышей любимый праздник. Известны даже случаи, когда воспитатели на радость детворе даже наряжали ёлку в детских садах.

Когда появился русский Дед Мороз

На Руси еще в языческие времена существовал так называемый дух холода. У него было множество имен. Кто-то называл его Мороз, кто-то — Трескун, кто-то — Студенец. Этот персонаж, в которого верили древние люди, мало чем отличается от современного Деда Мороза. Поэтому есть все основания полагать, что именно старинный дух холода — первое воплощение современного символа Нового года  Деда Мороза.

Когда наступление очередного года стали встречать зимой, именно Студенец стал приносить подарки. Правда, далеко не каждый мог рассчитывать на презент. Только те, кто вел себя хорошо, имели возможность воплотить свои мечты. Ну а люди, которые, наоборот, много раз нарушали правила, грешили и, вообще, вели себя неподобающим образом, рисковали нарваться на наказание. В те далекие времена Дед мороз повсюду носил с собой огромную палку и охотно раздавал тумаки провинившимся.

Впоследствии в весьма своенравном старичке произошли перемены, и он стал добродушным и безобидным. Палку в его руках сменил волшебный посох, с помощью которого он начал творить чудеса. Как говорится, с возрастом и не такое случается.

Русский Дед Мороз ходит по миру в сопровождении своей внучки, которая известна в народе как Снегурочка. Больше нигде в мире такого персонажа не существует.

Правда и домыслы

Те, кто были детьми в советскую эпоху, пожалуй, очень удивятся, узнав, что некоторые современные историки пытаются связать образ Деда Мороза с коммунистической пропагандой. В те времена этого героя искренне любили и верили, что он “самый настоящий”. А утверждению о том, что он приходит только к послушным детям, вряд ли нужно придавать негативный оттенок, ведь не только в Советском Союзе пытались так повлиять на поведение детей. Сказочный персонаж Андерсена Оле Лукойе тоже раскрывает цветные зонтики только над послушными детьми.

Впервые детский утренник с участием Деда Мороза прошел в 1935 году в Харькове. Мероприятие имело грандиозный успех. Доброго краснощекого дедушку в красной шубе полюбили не только дети, но и взрослые, настолько много он нес с собой позитива, создавал праздничное настроение.

История Деда Мороза – версии

История появления Деда Мороза — доброго дедули уходит далеко в прошлое, нет однозначного мнения, кто именно стал его прообразом. Существует несколько версий и легенд, открывающих тайну появления волшебного персонажа:

Повелитель холодов

Похожие персонажи появились давно в древнерусских преданиях. Люди полагали, что повелитель холодов бродит полями и лесами, укутывая их снегом, стучит посохом, морозит реки и озера, рисует узоры. Называли этого владыку Мороз, Дед Студенец, Морозко, Дед Трескун или Мороз Иванович. Этот седой старик не только морозит, он еще и присматривает за природой, помогает пережить растениям и животным морозную зиму. Морозко не одаривал детей подарками и не поздравлял с Новым годом, основной его задачей была забота о природе.

Дух предков

Древние люди полагали, что духи мертвых заботятся живых и оберегают природу. В знак благодарности люди совершали своеобразный обряд, изображая дух умерших, и ходили по домам. За это они получали вознаграждение от хозяев. Самый старший человек среди всех колядующих изображал грозного духа, за что его именовали Дед. Вероятно, он мог стать предшественником Деда Мороза, с тем отличием, что участники обряда получали гостинцы, а Дед Мороз, наоборот, их приносит.

Древний Варуна

В обрядах древности, приходящихся на период зимнего солнцестояния, во время Святок, изображая солнце, принято было дорисовывать ему ноги. Это означало, что теперь перед солнцем открыты все дороги. Теперь солнце начинает свое новое путешествие по кругу, которое увеличивает световой день и освобождает природу от снега и льда. По аналогии с древним Варуной, на Руси этому способствует Дед Мороз, который также соединяет мир живых и мертвых и помогает душам умерших вернуться на Землю дождем или снегом. Именно от Варуны, известный нам зимний гость перенял обычай судить людей по поступкам и воздавать по заслугам, быть строгим и справедливым судьей.

Злой Мороз

Есть несколько версий, согласно которым прообразом дорого Дедушки были совершенно противоположные персонажи. По одной легенде он известен, как злое и жестокое божество, повелитель холода и вьюги, Великий северный старец, который леденит людей, а однажды насмерть замораживает молодую вдову и оставляет сиротами ее детей. По иной версии языческих народов Дед Мороз получал на земле жертвоприношения, воровал маленьких детей и уносил их в своем мешке.

Святой Николай

Согласно одной из версий многие черты Деду Морозу достались по наследству от реального человека, жившего еще до нашей эры, доброго и бескорыстного Николая

Живя в достатке, он охотно помогал нуждающимся и тем, кто попал в беду, особое внимание он уделял детям. Все знают, что Николай помог собрать приданое для дочери бедного крестьянина, он подбросил мешочек с монетами в дымоход, а монеты упали в сохнущий возле камина носочек девушки

Эта легенда положила начало традиции прятать сюрпризы – «николайчики» в детские носочки. За доброту Николая начали называть святым. А во многих странах закрепился обычай делать подарки на рождественские праздники.

Рождественские открытки как важный фактор популяризации волшебника-дарителя в начале XX века

Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. По нашему мнению, главную роль в этом сыграла поздравительная открытка.

В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было еще очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?

На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.

В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества.

Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.

Первоначально в России его называли “Ёлкич”, «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». В Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на западе, у нас было невозможно.

Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.

На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: “Мороз-дедушка хитер. Только дунет – и узор…”. “Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?” “Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес”. “Дед, зайдика-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку”. “Все увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет”.

Также претерпевает изменение внешний облик дарителя. На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров.

Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он, прежде всего, подобрел, стало более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.

Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.

Вместе с тем в реальной жизни “живой” Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время. Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.

Образ и одежда

Раньше Деда Мороза изображали в совершенно другой одежде, которая кардинально отличалась от привычного для нас наряда. Сейчас тяжело себе представить, что когда-то Дед Мороз был одет в плащ. Потом над образом и нарядом дедули поработали художники, и в конце 19 века он носил красную шубу с белой меховой отделкой. Позднее был создан образ добродушного старичка-толстячка с характерной для его возраста седой бородой.

Сейчас известный нам дедушка имеет такие особые приметы:

Волосы и длинная борода до пола (одинаковые во всех собирательных образах персонажа) – густые, седого цвета, символизируют могущество и счастье.

Рубашка и брюки – белого цвета с таким же белоснежным рисунком, символизируют чистоту. Ошибочно одевать дедушку в красные брюки.

Шуба – очень длинная и исключительно красного цвета, с отделкой из лебединого пуха и украшенная серебряным рисунком. Короткий тулупчик и шубы других цветов относятся к гардеробу дедушек из других стран.

Шапка – красного цвета, без кисточек и помпонов, с отделкой из лебединого пуха, украшенная жемчугом и серебряным рисунком, с треугольным вырезом спереди.

Рукавички – обязательно белые, а не красные, украшенные серебряным рисунком, символизируют чистоту.

Пояс – белого цвета с красным рисунком, символизирующий единство прошлого и настоящего.

Обувь – валенки либо красные или серебристые сапоги.

Посох – имеет витую серебристую ручку, с головой быка или месяцем на верхушке, что символизирует плодородие и власть, посох может заморозить шкодливых детишек и помогает передвигаться по сугробам.

Мешок – бездонный, полный подарков, обязательно красного цвета.

Великий Устюг

Исторический город Вологодчины, один из старейших городов Русского Севера, известный с 1212 года, сейчас прочно ассоциируется с новогодними праздниками, Дедом Морозом и семейным зимним отдыхом. Между тем родиной почтенного старца Великий Устюг официально стал только в 1999 году: была открыта вотчина и начала работать почта Деда Мороза, и за прошедшие годы туристический комплекс преобразился.

Главная резиденция Деда Мороза

Сразу от входа в вотчину, за деревянными воротами, начинается Тропа сказок — с Избушкой на курьих ножках, ворчливой Бабой Ягой, медведем и волком, Волшебным колодцем, разбойником с сундуком на дереве, а затем и полянкой 12 месяцев. Встреча со сказочными персонажами сопровождается загадками, песнями и танцами.

Тропа приводит к главной площади и дому Деда Мороза, построенному с размахом в традициях сказочных теремов. В этой просторной деревянной усадьбе главный Дед Мороз принимает гостей, читает письма, живет и работает. Внутри терем не простой: в нем работает Снежная лаборатория, где можно посмотреть формулы снежинок, рабочий кабинет и библиотеку Деда Мороза и даже заглянуть в его спальню — оформленную не менее сказочно, с горкой из семи подушек. В других комнатах собраны артефакты из русских народных сказок, костюмы коллег Деда Мороза из других регионов и стран. Необычны и проходы между комнатами терема — не только за шторами, но и прячутся за дверями шкафа или картой. Под крышей — огромный телескоп для наблюдения за звездами, а в большом зале возвышается ёлка, а под ней ребятишкам раздают подарки, но главное — здесь и происходит встреча с великоустюгским Дедом Морозом.

Почта Деда Мороза — главное после терема здание в вотчине — именно сюда приходят тысячи писем от детей из разных городов России и даже некоторых соседних стран.

На этом достопримечательности вотчины не заканчиваются: рядом с усадьбой находится комплекс зимних забав во главе с горкой, еще один игровой городок побольше расположен у главных ворот.

Волшебная кузница, русская печь из сказки про Емелю, ледник Деда Мороза с причудливыми фигурами, северные олени и собачьи упряжки ждут гостей.

История Деда Мороза на Западе

В каждой стране существуют свои собственные легенды, связанные с Дедушкой Морозом. В некоторых государствах принято считать, что старец, приходящий гости к детворе под Рождество, произошел от гномов. А кое-где полагают, будто сказка про Деда Мороза родилась благодаря праздничным представлениям, на которых выступали жонглеры, распевающие рождественские песни.

В Голландии думают, что подарки приносят трубочисты, которые проникают в дома через камины. Именно от них произошел местный Дед Мороз. Эта легенда родилась в позапрошлом веке. Кстати, примерно в то же время волшебный дедушка обзавелся своим современным одеянием. Его стали представлять в отороченных белым мехом красных кафтане и колпаке.

Ну а Санта Клаус — персонаж, признанный в Америке и сегодня наиболее популярный во всем мире, появился в конце XVIII века. Первое упоминание о нем удалось найти в летописях 1773 года. С ним связано имя Святого Николая Мирликийского. Стоит отметить, что сегодня в Соединенных Штатах есть такая профессия — Санта Клаус. Люди, которые работают в данной отрасли, отвечают на новогодние письма детей и должны следить, чтобы праздник прошел на ура.

Подъелочные или подставочные фигуры в СССР 30-50-годов

Накануне 1936 года в СССР после нескольких лет запрета елки как праздник и нарядное хвойное дерево были реабилитированы и даже обязательны на новогодних праздниках. Постепенно налаживается производство елочных игрушек или, как тогда говорили, подъелочных фигур.

Именно в эти годы происходит окончательное формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого новогодний праздник немыслим

В конце 30-х годов артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек Морозов и Снегурочек. Например, московские артели «Все для ребенка» и «Елочные игрушки» специализируются на подъелочных фигурах. Помимо Дедов Морозов и Снегурочек, выпускают другие фигуры. При этом используется почти исключительно ручной труд. Лицо и голову делали, используя глину или папье-маше.

В основе фигуры был каркас. А вот для наряда использовалась обыкновенная вата. А для того, чтобы она, мягкая и пышная, не «расползалась», ее тщательно покрывали клейстером. Клейстер предварительно вываривали. Застывая, наряд игрушки становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения нарядов за неимением других материалов обычно использовали битое стекло и слюду.

Так как фигурки изготавливались вручную, все они отличались друг от друга чертами лица и иногда одеждой. Головные уборы были разные. Часто встречались обыкновенные шапки-ушанки. В те годы фигура Деда Мороз напоминала пожилого крестьянина в валенках. Бытует мнение, что шуба у волшебника должна быть красного или синего цвета. Тем не менее в 30-40-е годы чаще встречались «белые» Деды Морозы. Краску экономили, и волшебникам расписывали только лицо. Специалисты утверждают, что к 1941 году в Москве выпускали 36 моделей Дедов Морозов.

Сразу появляется традиция ставить под елку Деда Мороза, к которому скоро присоединяется и Снегурочка. Елочке без волшебников под ней словно чего-то не хватает, ее образ выглядит незавершенным. Игрушки выбираются покупателями с особой тщательностью, они передаются из поколения в поколение, занимая на Новый год свое место под лесной красавице.

Алла Сальникова, автор интересной книги «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку», в одном из интервью рассказывала, что в конце 30-х годов для организаторов детских елок выходило много методических рекомендаций. Их авторы пытались регламентировать проведение праздника и даже то, как надо наряжать хвойное дерево. Предлагалось у ее подножия выстраивать целые композиции на идеологические темы. Например, советские колхозы, герои-челюскинцы, советская квартира. А вот присутствие зимнего волшебника было совсем необязательным. “Что ему делать под елкой? Пуская сидит себе в зрительном зале и смотрит, что происходит на сцене!” – утверждали авторы методичек.

Но жизнь распорядилась иначе. Дедушка Мороз занял свое место под праздничным деревом, и никакие методически указания не мог его оттуда “убрать”.

На рубеже 40-50-х годов технология изготовления фигурок меняется. Большинство Дедов Морозов этого времени создают целиком из папье-маше и прессованных опилок. В целом игрушка Деда Мороза не сильно отличались от канонического образа волшебника-дарителя. Отличия были незначительными. Он мог быть с посохом и мешком за плечами или без них; в короткой шубе, под которой различались валенки или в длинной; в распахнутой или застегнутой верхней одежде; подпоясанным кушаком или нет; с лесными зверушками или без них. На цвет шубы волшебника часто не обращали внимания. На нем могла быть зеленая и желтая, фиолетовая и розовая шуба.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий