Музей-заповедник “Кижи” — памятник истории и традиций

О музее-заповеднике «КИЖИ»

Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом.
Это уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного
наследия народов Российской Федерации. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста —
объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В городе Петрозаводске в исторических зданиях действуют выставочный зал, фондохранилище, Инфоцентр, научная библиотека, детская студия «Кижская палитра».

Музей на острове Кижи

Остров Кижи расположен в удивительно красивом месте с естественным лабиринтом из сотен живописных островов и заливов. Извилистые линии берегов и, скалы с растущими на вершинах соснами, разноцветные луга в обрамлении синих вод Онежского озера – всё это делает Кижские шхеры одним из красивейших мест Русского Севера.

Музей в городе Петрозаводске

Сегодня музей-заповедник «Кижи» позиционирует себя на рынке туристских услуг Карелии не только как экскурсионный центр международного туризма на острове Кижи, но и как социокультурный центр Петрозаводска, который представляет богатейшую культуру и историю Карелии в столице республики.

Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества им. В.С.Рахманова

Музей-заповедник «Кижи» делится богатым опытом сохранения памятников деревянного зодчества, обучает навыкам плотницкого мастерства, знакомит с уникальными реставрационными проектами.

Курсы ИККРОМ «Консервация и реставрации памятников деревянной архитектуры»

Цель и задачи курса: распространение профессиональных знаний в области консервации и реставрации и подготовка участников курса к практической работе по сохранению памятников деревянной архитектуры в своих странах.

Кафедра ЮНЕСКО «Изучение и сохранение деревянной архитектуры»

Деятельность кафедры ЮНЕСКО направлена на подготовку квалифицированных кадров для сохранения деревянной архитектуры, а также на содействие распространению передового научного и практического опыта по сохранению памятников культурного наследия в международном профессиональном сообществе.

Важная информация для местных жителей.

Фонд поддержки и развития культуры «Кижи»

12 ноября 2019 года принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации «Фонд поддержки и развития культуры «Кижи».

Студия «Кижская палитра»

Ведущей спецификой детской музейной студии, ее главной целью является художественно-творческое развитие детей на основе историко-культурного и природного наследия заповедного острова Кижи, Заонежья и народной культуры карел, вепсов, русских.

Газета «Кижи»

Газета «Кижи» стала еще одним подтверждением открытости музея для общества. История всемирно известного Кижского архитектурного ансамбля – объекта ЮНЕСКО, жизнь крупнейшего российского музея, быт и культура Заонежья находят отражение на страницах газеты «Кижи».

Специалистам о деятельности музея-заповедника «Кижи»

Официальная информация о музее-заповеднике «Кижи»

Общая информация об учреждении, уставные документы, структура музея и подробные контакты, отчёты о деятельности музея, пакеты открытых данных (новости и мероприятия)

Вершина деревянного зодчества

Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.

Из истории церкви

Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.

Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.

Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.

На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет

Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.

Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.

Архитектурные особенности

Архитектурный замысел церкви четкий и ясный. Форма церкви, нетипичная для религиозной постройки, – округлая. Храм – «летняя» постройка и зимой не работает.

В основе – крестообразный план: восьмигранный сруб «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами. Три «восьмерика», поставленные один на другой, постепенно уменьшаются кверху в пропорции 18:6:3 метра и вместе с прирубами создают живописную пятиярусную композицию.

Сруб церкви, сделанный из сосны «насухо», без прокладки мха между венцами, поставили без фундамента на каменную забирку. Алтарный прируб – в форме пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает трапезная с высоким парадным крыльцом и трехскатной крышей.

У церкви нет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. 22 разновеликие главки криволинейной формы типа «бочки» размещаются ярусами на кровлях прирубов и «восьмериков». Формы и размеры глав, покрытых осиновым лемехом, меняются по ярусам.

Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.

38-метровый купол смотрится так величественно, словно церковь тянется к небесам. Сложная конструкция выполнена топором, без гвоздей. Лемех на главках первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее – мелкими гвоздиками.

Вход – в форме двухсводного крыльца, сделанного из карельской березы и расположенного на деревянных консолях.

Преображенская церковь – пышное нарядное строение народной культуры России начала XVIII века. Имена создателей церкви неизвестны: жизнь её окружена легендами. Легенда гласит, что один из мастеров по имени Нестор, закончив работу, сказал, глядя на церковь: «Не было, нет и не будет такой!» и закинул свой топор в Онежское озеро.

Еще немного о достопримечательностях

Есть на Кижи, а также в его окрестностях другие, не менее интересные постройки:

  • Ограда погоста, длина которой достигает трех сотен метров. Появилась в 1800 году и выглядит как сруб, покрытый двускатной крышей, с каменным фундаментом. Попасть на территорию погоста можно через вход, находящийся около церкви Преображения Господня.
  • Церковь Воскрешения Лазаря, появившаяся до начала XVI в. Согласно сказаниям, ее заложил инок, Лазарь Муромский. Внутри нее хранится 17 икон.
  • Дома известных людей, привезенные из карельских деревень, например, дом Ошевнева.
  • Несколько ветряных мельниц и часовен.

Остров прекрасен в любое время года, поэтому на Кижи зимой туристы приезжают тоже. Попасть сюда можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.

Как добраться?

Фото — Bavelso Habeji (www.flickr.com)

Кижи расположены недалеко от Петрозаводска.

В сезон (май – октябрь) от Водного вокзала г. Петрозаводска
до Кижей ходят суда. Также можно воспользоваться услугами местных жителей села
Великая губа, имеющих в своём распоряжении катера.

В непогоду до музея-заповедника добираются на вертолётах,
вылетающих из аэропорта Бесовец, зимой:

  • на судах с воздушной подушкой;
  • снегоходах;
  • лыжах;
  • собачьих упряжках.

Перед посещением музея желательно заранее ознакомиться с ценами на билеты, видами экскурсионных программ, дополнительными услугами и графиком работы. Об этом подробно на официальном сайте http://kizhi.karelia.ru.

Сектор «Ямка»


Дом Ананьевой. | Фото: wikimedia.
1

Этот сектор находится в центральной части острова, на территории деревни Ямка, и является реконструкцией типичного заонежского поселения. Каждое из строений, привезенное в деревню из разных уголков Заонежья, неповторимо в своем роде.

Здесь туристы могут увидеть:

  • часовню Апостолов Петра и Павла начала XVIII – конца XIX веков (из дер. Бережная);
  • ветряную мельницу 30-х годов ХХ столетия (из дер. Вороний остров);
  • дом Ананьевой конца XIX – начала XX веков (из дер. Красная Сельга);
  • амбары, кузницу, ригу и конюшню из различных поселений Заонежья;
  • необычный амбар на воде, предназначенный для хранения рыбы (из дер. Мижостров).

Кроме этих построек в состав сектора включены жилые дома, которые были привезены из деревень Красная Сельга, Вигово, Усть-Яндома, Липовицы, Маньшино и поклонный крест из дер. Хашезеро. Также здесь расположена часовня, возведенная во имя Нерукотворного образа в XVII – XVIII столетиях. Она была привезена на остров из деревни Вигово.

Адрес: Часовня Петра и Павла, Республика Карелия, Россия.

Интерьер северного храма

Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.

Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.

В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.

Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.

По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».

Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.

В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.

Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.

«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.

Дом-музей Ошевнева

Дом зажиточного крестьянина Нестора Ошевнева — еще одно историческое здание, датированное второй половиной XIX столетия. Этот большой дом, предназначенный для многочисленной семьи, сегодня представляет собой музей жизни, быта и обычаев зажиточных крестьян Заонежья конца XIX — начала XX веков.

Дом имеет типичную для Заонежья форму — жилая часть и надворные постройки находятся под одной крышей. Это позволяло жильцам многие работы проводить не выходя на улицу, что зимой было большим преимуществом. Фасад украшен узорными балконами и галереей.

Каждая вещь в доме — настоящая, дошедшая из нас из того далекого и загадочного времени. Здесь и печь, и детская люлька, и посуда, и веретено, и большой ларь, и самовар. Все это создает уникальную и неповторимую атмосферу — заходя сюда, словно перемещаешься во времени и попадаешь в прошлое, которое осталось так далеко позади.

История создания и возникновения

На месте нынешнего музея-заповедника проводилось множество археологических раскопок. Первые поселения, как показали исследования, на острове были основаны еще VI–V вв. до н. э. Первыми здесь обосновались финно-карельские народы.

Поселенцы русичей же пришли на земли Кижей только в XX веке. Первыми из них были новгородские жители, стремившиеся освоить земли северного края. Постепенно в карельских землях формировался некий культурный сплав из славянских и финских традиций. Местные даже приняли православие, выстроив церкви на месте бывших языческих капищ.

Уже ближе к XV веку разовьет свою мощь Московское государство, которое и поделит все русские земли на провинции и округа (погосты). Кижи и их окрестности превратятся в центр Спасо-Кижского погоста.

В XVIII веке все погосты будут упразднены, а Кижи и их окрестности станут частью Кижской волости Петрозаводского уезда. Постепенно жизнь в этих землях начнет угасать, и к XX веку в Кижах будет насчитываться всего 9 деревень.

Здесь можно выбрать подходящее жилье:

Как добраться

В летний период из города Петрозаводск на Кижи можно приплыть на судах с подводными крыльями типа «Метеор» или «Комета». Они отправляются с Водного вокзала. Время пути в одну сторону составляет час с четвертью.

Неподалеку от музея-заповедника Кижи находится село Великая Губа. Попасть оттуда на остров можно катером, принадлежащем кому-то из местных. В село ведет трасса М-18 и Р-17. Протяженности пути из Петрозаводска через Медвежьегорск в Великую Губу составляет около 270 км.

Великая Губа и Кижи на карте:

Тем, кто думает, как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга, можно отправиться на Кижи теплоходом в рамках программы круизного тура.

Кижи зимой окружает лед Онежского озера. Пока он не растает, на остров группы и отдельных туристов привозят суда на «воздушной подушке», снегоходы, внедорожники.

Тем, кто предпочитает организованный отдых, стоит поучаствовать в зимнем туре продолжительностью от одного до нескольких дней. В период новогодних и рождественских праздников туристов ждут вертолетные экскурсии.

Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

3

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

6

Как добраться до музея-заповедника «Кижи»

Доехать до Кижей проще всего из Петрозаводска, откуда до острова курсирует водный транспорт «Метеор» и «Комета». Время в пути составляет от 1 часа 15 минут до 1 часа 30 минут в одну сторону.

На катере

Скоростные суда отправляются из Петрозаводска в утренние часы: приблизительно в 10.00, 11.00 и 12.00

Важно: количество рейсов может быть сокращено в зависимости от туристического потока, уточняйте расписание на интересующую дату

Будьте внимательны: скоростные «Метеор» и «Комета» курсируют только в период летней навигации с мая по октябрь!

В обратную сторону водный транспорт отправляется также несколько раз в день:

  • с начала навигации по 31 августа в Петрозаводск отходит примерно с 15.30 до 17.30;
  • с 1 сентября до окончания навигации транспорт в обратную сторону отправляется раньше: ориентировочно в 14.30, 15.30, 16.30.

Таким образом, в летний период на осмотр острова выделяется около 4 часов, если покупать билет на рейс «Петрозаводск – Кижи — Петрозаводск» (тогда время отправления катера из Кижей зависит от времени вашего прибытия на остров). В осенний период на посещение музея-заповедника отводится всего 3 часа.

В зимнее время (с декабря по март) до Кижей можно добраться на специальном транспорте «Хивус-10», который работает на «воздушной подушке». Обслуживается частными перевозчиками, вместимость катера составляет около 5 человек.

Цена билетов на Кижи

Посещение острова Кижи с архитектурным ансамблем — платное. Отдельно оплачивается входной билет и экскурсионное обслуживание. Вторая опция — необязательная, с шедеврами деревянного зодчества Кижей можно знакомиться самостоятельно.

Входной билет:

  • полный — 600 руб.,
  • льготный — 300 руб.

Стоимость экскурсионного билета зависит от численности группы:

  • для групп до 5 человек — 1000 руб. с группы;
  • для групп более 5 человек — бесплатно.

Обзорная экскурсия по Кижам длится 90 минут — это знакомство с основной экспозицией под названием «Шедевры острова Кижи».

Ветряная мельница, Валерия Белоусова

По предварительным заявкам возможен заказ дополнительных экскурсий и интерактивных программ. На сайте Кижей можно посмотреть все варианты экскурсионных программ со стоимостью. Кижи можно посетить не только с культурно-эстетическими целями, но и принять участие в мастер-классах по традиционным онежским ремеслам (плетение, ткачество, вышивка, рыбалка). Цены в Кижах на дополнительные программы довольно доступные, но стоит иметь в виду, что многие экскурсии и мастер-классы проводятся только для групп определенного количества людей. В отзывах о Кижах туристы особенно восторгаются поездкой по деревням острова в бричке, запряженной лошадьми. Спросом пользуются экскурсии, знакомящие с бытом деревень Кижей — здесь можно увидеть аутентичную жизнь крестьян. Это впечатляет не меньше, чем архитектурный ансамбль Кижского погоста.

Купить билет в Кижи

Божественной красоты Преображенская церковь в Кижах

На острове плоском, где дышат сквозь сон
Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из древних времен
Красы небывалой виденье…

Радостная, нарядная, с причудливыми линиями, изогнутыми поверхностями, она похожа на какой-то невиданный цветок. Недаром считается, что Преображенская церковь в Кижах подлинный апофеоз деревянной архитектуры.

Сегодняшний серенький день и погода с капризами как нельзя лучше подходят к суровой особенности этого места. Мы стоим перед великолепием деревянного строения, словно сошедшего с открытки. На миг раздвигаются тучи и церковь купается в лучах солнца, оно скользит по чешуйкам куполов, задерживается на перилах, ступенях… У нас нет слов.

Все деревянные храмы в нашей стране были двух типов:

  1. Церковь и колокольня возле нее
  2. Две церкви – зимняя и летняя, а рядом с ними колокольня.

Кижский погост – как раз такой северный тройник. А сама Преображенская церковь в Кижах – летняя, она срублена без традиционной прокладки мха между бревнами, следовательно холодная.

Это четырехъярусный храм, пирамидально устремленный вверх, конструктивно – очень сложный.

Его венчают 22 луковичные главки. Каждая главка стоит на гребне кровли криволинейной формы, называемой бочкой.

Линии бочек напоминают молитвенно сложенные ладони, а внутри которых как бы укрываются церковные маковки. Посмотрите, правда, похоже? Во время дождя потоки воды стекают по куполам, бочкам и не попадают на стены.

Каждую главку покрывает чешуя из северной черепицы – изогнутых осиновых дощечек – так называемых лемехов.

Считается что таких чешуек на храме около 60 тысяч. Для их изготовления подходит только осина, да и то не всякая. Да и за день опытный мастер-плотник может сделать не более 30-35 лемехов: размеры чешуек на бочках и главках разные, более того, каждый ряд лемешинок на куполе имеет свой размер.

Свежевытесанные, они светло-жёлтые, с годами обретают благородный темно-серый цвет старого дерева, но, подобно хамелеону, меняют его, становясь в косых лучах солнца – оранжево-розовыми, серебристыми – в белые или светлые ночи.

Внутреннее убранство Преображенской церкви в Кижах сейчас посмотреть невозможно. Но там никогда не было роскошного убранства, единственным украшением был иконостас с золоченой резьбой и 102 иконами, да роспись на потолке.

Деревянные постройки, в своем большинстве, не доживают и до ста лет.

В бытовом смысле храмы более сохранны – них не стирают, не готовят, не держат скотину, как зимой в крестьянских домах на Севере, за ними более тщательно ухаживают, однако и деревянная церковь не вечна. Она требует периодического ремонта: раз в 50 лет меняют на главках лемех, настилают новые полы, меняют покосившиеся двери.

Но концу 70-х годов прошлого века состояние Преображенского храма иначе как ужасным назвать было нельзя: нижние венцы и многие бревна сруба превратились практически в труху – время и жучки-древоточцы сделали свое дело, вес центральной части продавил фундамент, по зданию пошли деформации, кое-где оно просело так, что венчающий его центральный крест почти на метр отклонился от вертикали…

История возникновения музея «Кижи»

Уже в 16 веке на острове Кижи располагался Спасский православный приход, который включал в себя несколько храмов. Главными из них были церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Позже, в 17 веке, в Кижском погосте появилось еще несколько приходов, каждый из которых располагал собственным храмом. Таким образом, на острове появилось еще семь новых церквей:

  • церковь Успения Богородицы, находящаяся в Космозере;
  • церковь Николая Чудотворца, установленная в Чеболакше;
  • церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах;
  • церковь Преображения Господня, расположенная в Малой Губе;
  • церковь Николая Чудотворца, занимающая территорию в Лижме;
  • церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе;
  • церковь Великомученицы Варвары, размещенная в Яндомозере.

Строительство заводов в Кижах

Дальнейшее развитие острова связано с деятельностью купца Гаврилова, который возвел в Кижском погосте завод по производству меди в 1669 году. В дальнейшем добычей и плавлением медной руды занимались датские специалисты Марселис и Бутенант.

Они построили еще несколько заводов в округе. Однако со временем производство стало убыточным, и их перепрофилировали — стали получать железо.

Всё это привели к народным восстаниям, самым масштабным из которых оказался бунт 1769-1771 годов. В конце концов власти подавили восстание, казнили руководителей, а многих крестьян сослали в Сибирь на каторжные работы.

В 18 веке провели реформу, согласно которой территория Кижского прихода была существенно уменьшена. Погост как административное образование был упразднен, после чего появилась Кижская волость (в дальнейшем деление на погосты вернули).

Как остров стал популярным

Остров Кижи постепенно получал всё большую известность в Российской империи. В 19 веке здесь побывали многие знаменитые личности: архитектор Л.В Даль, живописец И.Э. Грабарь, художник И.Я. Билибин, инженер М.В. Красовский. Они были восхищены красотой церквей и зодческими решениями.

Фото: Alvov / Shutterstock.com

Тогда же стали печатать почтовые открытки, на которых запечатлевали красоты Кижского прихода. Художники начали изображать погост на своих картинах. Одним из известных произведений является полотно «На далеком Севере» живописца И.М. Шлуглейта.

Развитие погоста в 20 веке

По окончании Октябрьской революции Кижский погост стал государственным памятником. Церковные службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы проводились вплоть до 1937 года, после чего они были прекращены.

В период Великой Отечественной войны остров Кижи оказался в оккупации, а некоторые иконы переместили в Финляндию. В дальнейшем их вернули в церкви погоста.

После масштабной реставрации храмов, проведенной в период с 1949 по 1966 годы, основали Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Тогда на остров привезли множество домов, часовен и других построек из других регионов Карелии, которые дополнили архитектуру погоста.

В 1993 году снова открыли Кижский православный приход, а с 1994 года стали проводить богослужения. На сегодняшний день музей деревянного зодчества под открытым небом доступен всем желающим.

Происхождение названия

Откуда произошло название Кижи? Многие считают, что оно связано со словом kiz веппского происхождения, которое означает мох. Другие же связывают его с другим веппским словом – kiši, переводимое как игрище.

Интересно, что местные жители при произношении названия Кижи ставят ударение на первый слог. Однако туристы чаще всего используют ударение на второй слог – такое произношение уже широко закрепилось.

Кижи – музей под открытым небом

Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.

В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.

Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.

Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.

В коллекции музея – 50 000 экспонатов: древнерусская живопись и иконы, старинные рукописи и книги, фотодокументы и предметы быта, археологические находки. Музейные фонды включают постройки, расположенные вне острова и включённые в сектор «Кижское ожерелье»: часовни и деревни.

В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.

Остров Кижи: интересные факты

  • Считается, что остров Кижи получил свое название от карельского слова «кижат», что в переводе означает «игрища». Ученые-археологи придерживаются мнения, что в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды.
  • Большинство из нас привыкло произносить слово «Кижи» с ударением на второй слог, однако ученые-филологи и местные жители утверждают, что орфоэпически верным вариантом является произношение названия острова с ударением на первый слог.
  • Помимо историко-архитектурного музея, на острове Кижи находятся три деревни — Кижи, Васильево и Ямка. В каждой из них всего два-три двора, но это не мешает им ежегодно привлекать туристов — таких пейзажей и такого неповторимого крестьянского колорита не найти больше ни в одной точке земного шара.
  • Ансамбль Кижского погоста получил статус историко-архитектурного памятника в 20-х годах прошлого века, но музеем под открытым небом стал лишь четыре столетия спустя — в 1966 году.
  • В годы оккупации Карелии финскими войсками ансамбль чудом не пострадал — его спасло лишь то, что финны бережно отнеслись к нему в надежде включить остров в состав своей страны и сделать его объектом исследований финских ученых. Конечно, этим планам не суждено было реализоваться, но уникальные памятники русского деревянного зодчества им сберечь удалось.
  • Есть легенда, что оккупанты все же планировали уничтожить остров Кижи и все его достопримечательности, однако, увидев невероятную, практически неземную красоту Покровской и Преображенской церквей, пилоты, управляющие бомбардировщиками, сбросили бомбы в озеро. Однако документальных подтверждений этому факту до сих пор не нашлось.
  • Преображенская церковь на острове Кижи выполнена из сосновых бревен, а ее главки и бочки покрыты так называемым «лемехом» — небольшими пластинками, вырезанными из осины. Использование таких материалов рождает удивительное сочетание серо-коричневых оттенков бревенчатых церковных стен с серебристым цветом куполов, покрытых осиновыми пластинками, отражающими все краски окружающей природы. На фоне холодного северного неба эта картина приобретает еще большую красоту и загадочность.
  • Считается, что церкви острова построены без единого гвоздя. Это утверждение верно лишь отчасти — при возведении стен и башен гвозди действительно не использовались, а вот при покрытии куполов осиновыми чешуйками они все-таки применялись.
  • В середине XX века была выполнена первая масштабная реставрация ансамбля — она длилась 10 лет. В 80-х годах в Преображенской церкви был установлен металлический каркас для профилактики обрушения здания. К сожалению, он повредил часть бревен, поэтому пришлось разобрать иконостас и уникальный потолок-«небо».
  • Последняя реставрация ансамбля началась в 2010 году и завершена в 2020 году. Для того, чтобы не повредить общий исторический облик строений и продлить им жизнь, мастера-реставраторы применяли в том числе и методики, использовавшиеся еще 300 лет назад при возведении Преображенской церкви. 1 июня 2021 года церковь открылась для посетителей спустя 40 лет.

Действующие памятники на острове Кижи

Путешествие на Кижи – это не столько посещение музея, сколько полноценное погружение в ушедшую эпоху. Каждый день начинается и заканчивается колокольным звоном. Колоколов здесь много – целых 14, причем каждый имеет свою историю и свое уникальное звучание. Самый крупный колокол весом в 800 кг был отлит еще в XIX веке. Ансамбль звонарей ежедневно наполняет остров волшебной колокольной музыкой.
Но церкви и колокола – не единственное, ради чего стоит посетить Кижи. Гостям острова доступны следующие мероприятия и экспозиции:

  • Ежегодные фольклорные празднества, проводящиеся в соответствии с древними обычаями и традициями. Всех гостей приглашают принять участие в общем веселье на земле, названной по карельскому слову кижат (игры).
  • Детский музейный центр Карелии проводит образовательные мероприятия, причем как для самых маленьких, так и для ребят постарше.
  • Любой желающий может познакомиться с бытом ушедшего времени, попробовать себя в народных ремеслах и посмотреть, как мастера-резчики по дереву создают из обычного бруска осины настоящие произведения искусства.

Кижи открыт для каждого, кто не побоится прикоснуться к его необычной красоте. Остров продолжает преображаться, ежегодно пополняясь все новыми историческими памятниками и интересными строениями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий