Что нужно знать о традиционном русском наряде

Украшения платья

Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс. Аксессуар использовали для всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи плотнее прилегали к телу и лучше согревали. Также пояс выполнял эстетическую функцию. Нередко к нему привязывались предметы быта: сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво обработанные, с блесками, лентами, пуговицами, стеклярусом.

Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники надевали русские бояре и боярыни.

Девушка в национальном костюме, сделанном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или украшенному сарафану. От мастерства зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек использовали фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Головной убор

Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.

После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.

Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).

Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик).

Городская одежда

Крестьянская мода была достаточно консервативна и твёрдо придерживалась дедовских обычаев, что, помогало сохранить этнические традиции на протяжении столетий.

Костюмы горожан отличались большим разнообразием тканей и фасонов. Большинство городских жителей носили одежду из шерстяных и льняных тканей, но также нередко использовали и привозной материал. Зимой все ходили либо в наплечных накидках (вилайне), либо в полушубках и шубах из меха овцы, козы, медведя.

Зажиточные горожане позволяли себе роскошь — шелк, парча, шубы из меха лисицы, волка, бобра.

Среди городских модниц особой популярностью пользовались платья европейского покроя — длинные, приталенные, с узкими рукавами, а в качестве украшений — разноцветные стеклянные браслеты, перстни, височные кольца. Причём в XI—XII вв. в Минске предпочитали чёрные, синие и голубые цвета; модницы из Витебска увлекались браслетами и кольцами изумрудно-зелёного цвета; а в Турове популярностью пользовались коричневые и фиолетовые украшения.

Типично городским украшением считались колты. Это височные украшения — полые изделия в виде круга или звезды, внутрь которых вкладывался кусочек ткани, смоченный ароматическими маслами. В XVIII в. в моду входят сережки в виде вопроса с нанизанными на них стеклянными бусинками. В то время также многие носили на груди ли на поясе маленькие образа и крестики в обрамлении серебра или золота.

Уже тогда благоустроенность городов позволяла носить модную кожаную обувь, фасоны которой, очень напоминают современную молодёжную моду. Туфли были даже ажурные и вышитые. Кроме этого, зимой носили полуботинки и сапоги на подошве.

Среди женщин были популярны хитоны ярко-голубого или красного цвета, подол которого часто украшался золотой тесьмой, бахромой из жемчуга и драгоценными камнями. Поверх надевалась короткая одежда с широкими рукавами, которая подвязывалась длинным, великолепно расшитым поясом. Сверху одевалась накидка, подбитая мехом. Вообще, одежда для знати, причём не только праздничная, вышивалась золотыми или серебряными нитями и бисером.

Многие знатные люди носили богатые плащи: корзна (княжеско-боярский плащ), приволока (короткий плащ из парчи), витола (безрукавный плащ с капюшоном), луда (плащ из яркой, расшитой золотом парчи). А великолепию зимней одежды можно только позавидовать — шубы из меха рыси, бобра, белки, росомахи, лисицы, соболя, обтянутые сверху вышитой шелковой тканью и украшенные горностаевыми шкурками.

Жупан носили в XVI—XIX вв. белорусская шляхта и мещане. Шился он из синего и серого сукна. Двубортный, прямого кроя, спинка приталенная, с боков присобранные клинья, передние гладкие полы застегивались сбоку на две пуговицы. Большой отложной воротник и отвороты были из красного атласа, бархата или меха. На жупан обычно надевали кунтуш. Был он длинным, ниже колен, носили его расстегнутым, чтобы был виден жупан. Рукава — разрезанные, свободно свисающие или закидывающиеся на плечи. Сначала шили его из сукна, затем из шелка, иногда подбивая мехом. К кунтушу полагался тканый цветной пояс.

Среди знатных женщин было немало поклонниц западной моды. На гравюрах того времени можно увидеть расшитые золотом или серебром платья, приталенные, с очень длинными рукавами, расширяющимися от локтя, с юбкой другого цвета. Юбка и рукава были плиссированными, а воротник и края рукава выделялись замечательной рельефной вышивкой. Особенно великолепно смотрелись украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Только очень знатные женщины носили росны — височные украшения из золотых и серебряных цепочек и пластинок. Особой принадлежностью княжеского костюма были округлые медальоны с ликами святых.

Головные уборы знатных женщин назывались убрусами или павоями, они ценились так же высоко, как и пояса. Мужские же головные уборы были более просты.

Княжеский мужской костюм состоял из вышитой рубахи белого, синего или красного цвета, штанов, пояса и кафтана из дорогой ткани. Для посещения храма или приема иностранных гостей князь одевал ещё более роскошный наряд, состоящий из тех же деталей, но украшенных более искусной вышивкой и драгоценными камнями. К этому добавлялись сапоги из цветной кожи, расшитые золотом или серебром, и плащ, отороченный мехом. Костюм довершала конусообразная шапка с ярко-красным или синим верхом и меховой опушкой.

Все эти одежды служили признаком богатства и высокого социального положения.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Косоворотки для мужчин

Мужские рубахи изготавливали из конопляного полотна, потом появился хлопок, лён и шёлк. У простого народа косоворотки использовались как верхняя одежда, знать носила как нижнее бельё. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая её кушаком.

Косоворотки подразделялись на разные виды: ту, которую надевали во время жатвы или покоса, называли покосницей. Были и свадебные рубахи, которые хранились и передавались по наследству. Кроме специальных праздничных косовороток, были ещё и обычные повседневные. Со временем косоворотки стали красить, и самая нарядная, которую надевали женихи, была красного цвета.

Самая русская рубашка – косоворотка / Ольга Folkruss / livemaster.ru

Раскрой и элементы

Русская рубаха, выкройка которой представлена ниже, шьется в несколько этапов: снятие мерок, выкройка, пошив. Перед пошивом нужно раскроить все элементы рубашки. Они все прямоугольные, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Достаточно просчитать ширину и длину изделий:

Для украшения изделия используются декоративные элементы: это могут быть лента, тесьма, вышивка, пояс с кисточками и т. д.

Элементы

Кроме классического метода кроя косоворотки, где все элементы представляют собой прямоугольники и квадраты, есть еще один способ пошива изделия данного типа. Основное отличие в том, что в первом варианте основная часть выкраивается цельным прямоугольным отрезом, а во втором – двумя частями – спинкой и передом. В результате изделие получится таким же, только от горловины к рукаву будет дополнительный шов. Отличия можно увидеть на рисунке ниже.

Второй вариант кроя рубахи

Для новичков в швейном деле рекомендуется сначала нарисовать выкройку на бумаге, а потом вырезать ее из ткани. Мастера с опытом могут сразу перенести все на полотно и вырезать детали для сшивания. В отличие от других изделий, русская рубаха не имеет выточек и фасон достаточно свободный, поэтому его можно шить по типу оверсайз, то есть по одному размеру. При носке можно косоворотку подвязать поясом, чем подчеркнется талия, а изделие будет сидеть по фигуре, а не выглядеть мешковато.

Основная часть

Стандартная выкройка косоворотки на мужчину 54 размера – ее нужно рисовать с основной части. Становина (это основа рубахи, ее иногда называют тулово) – она обрезается прямоугольником по размеру 2 длины изделия. Для этого предварительно снимается мерка по росту мужчины или мальчика, переносится на ткань, сложенную пополам, и вырезается основная часть.

Вам это будет интересно Правила пришивания пайеток на ткани своими силами

Основное полотнище должно соответствовать ширине и длине будущей рубахе. По классике, ширина должна быть 36 см, потому что именно такой ширины ранее были домотканые полотна, из которых шили одежду. Остальной объем добавляется боковыми полотнищами.

Внимание! При замерах к полученным цифрам нужно добавить по 2–3 сантиметра на припуски швов

Выкройка рукава

Косоворотка, выкройка которой делается практически одинаковой для мужчин и мальчиков, имеет несколько особенностей при выкройке рукава. В отличие от обычной рубахи, выкройка рукава выглядит тоже прямоугольником, как и становина.

Бочки (боковые полотнища) высчитываются по формуле: от длины бокового шва нужно отнять длину проймы. Стандартно, за среднюю ширину изделия берут 1 метр, но если заказчик хочет более приталенный вариант, тогда выкраивается рубашка по индивидуальным замерам.

Выкраивая рукава, важно не забыть про ластовицу. Это подмышечные вставки

Стандартно они выкраиваются в виде квадрата, примерно 15 × 15 см или 20 × 20 см.

Ластовица – не самый важный элемент рубашки и без нее можно обойтись. Но ее наличие считается знаком качества хорошего изделия. Ластовица может быть треугольной, квадратной, в форме ромба и служит для укрепления бокового шва, соединяющего полочку и спину

Новичкам, которые шьют рубашку впервые, можно не заострять внимание на ластовице и пошить изделие без нее

Ширина рукава должна приравниваться к ширине становины и равняться 36 см. А вот длина определяется индивидуально. Рукав может быть коротким, до локтя, 2/4 или полностью длинным.

Горловина

Для горловины можно использовать любую тесьму. Чтобы изделие смотрелось нарядно, можно притачать вышитую кайму. Перед тем, как сшивать бочки, нужно обработать застежку косоворотки. Сам воротник втачивается уже после того, как все детали будут сострочены, то есть в самом конце.

Манжета для рукава – выкройка

Манжеты выкраиваются по желанию, в зависимости от задуманной модели. Рукав можно оставить свободным или выкроить манжеты, чтобы они прилегали к запястью. Еще один вариант: резиночка на краю рукава.

Вам это будет интересно Как ушивать мужские и женские рубашки по швам

Мастер-класс по выкраиванию и пришиванию манжеты:

Манжеты

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.

Детали для воссоздания этнического образа:

Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом

Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.

Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Свадебные славянские обряды

Славянский свадебный обряд – это целый комплекс обычаев, связанных со свадьбой. Он состоит из нескольких частей и сильно растягивается во времени (на несколько месяцев!). Условно славянские свадебные обряды можно разделить на собственно свадебные, а также до- и послесвадебные. О том, как древние славяне проводили свадьбы есть различные данные, иногда противоречивые. На разных территориях были свои особенности обряда, но все же в целом он оставался единым.

Начнем с предсвадебных обрядов:

  • Сватовство. Парень с двумя сватами поздним вечером отправлялся в дом к возлюбленной. Такое время выбирали неспроста. Ведь если парню откажут, то никто об этом не узнает, так как не увидит ничего. Сваты входили в дом с хлебом, начинали беседу с хозяевами. Уже затем звали девушку и спрашивали ее согласия. Сваты должны быть мужчинами, общительными и веселыми, чтобы смогли рассмешить и разговорить хозяев.
  • Смотрины. Это следующий этап свадебного обряда. Теперь уже семья девушки приходит в гости к парню. Это делалось, чтобы оценить, насколько он готов к созданию семьи. У молодого человека уже должно было быть свое хозяйство.
  • Обручение. Это уже более серьезный этап, когда закрепляется согласие на брак. К невесте приходил жених со ссвоей семьей. Накрывали богатый стол, руки молодых перевязывали полотенцами. После этого этапа молодые считались обрученными. И назад дороги уже не было. Отказ от свадьбы считался дурным тоном. Кроме того, нужно было заплатить за «моральный ущерб» и понесенные расходы.
  • Выпечка каравая. Это было целым ритуалом, который проводился в доме девушки. Участие принимали все родственники. Для самого приготовления звали замужних женщин (их должно было быть нечетное количество). И, конечно, во время приготовления пели песни и веселились.
  • Девичник и молодецкий вечер. Это так называемый прощальный вечер. Это прощание с прошлой жизнью. В этот вечер делали свадебные венки. Также принято было дарить подарки, танцевать и петь.

Вот такие интересные и важные события происходили до свадьбы

Важно, что до свадьбы будущие молодожены должны были соблюдать пост

Но самым ярким днем, конечно, был свадебный. Он включал:

  • Одевание. Невеста и жених надевали новую, специально подготовленную одежду. Что касается одеяния, то на невесте должно быть платье в пол, обязательно с рукавами. На голове – платок из плотной ткани. Цвет одежды молодых – белый, с многочисленными вышивками и украшениями от злых духов.
  • Приглашение (запросины). Собирали свадебный поезд, звали гостей. Делали это сами молодые. Зачастую невеста дарила подарки приглашенным.
  • Выпроваживание молодого и выкуп за невесту.
  • Посад. Эта часть свадебного обряда и была основной. Теперь союз считался заключенным. Семьи молодых дарили друг другу подарки.
  • Венчание. Подробнее об этом обычае читайте ниже.
  • Покрытие. Это завершающая часть посада. Она олицетворяла то, что девушка теперь стала замужней. Здесь распределяли приготовленный накануне каравай, расплетали косу новоиспеченной супруге и накрывали голову каким-либо убором. на некоторых территориях косу и вовсе отсекали. Этот обычай был последним, который проходил у девушки дома. Затем муж забирал ее к себе. Смысл обычая покрытия заключался в том, что теперь девушка должна вести по-другому: более скромно и сдержанно.
  • Перевоз приданого. У каждой невесты должно было быть приданое. Оно включало в себя деньги или часть земли, а также постельные принадлежности и одежду.

Так заканчивался свадебный день. Но это еще не все.

После свадьбы был обычай с вывешиванием рубахи невесты. На ней должны были остаться следы крови («калина»). Тогда сваха одаривала новоиспеченную жену платком и красным поясом. Если же крови не было или рубаху вообще не вывешивали, то такую женщину не подпоясывали. По некоторым данным, если женщину из девушки сделал сам жених, то ее все равно не удостаивали красного пояска. Вывешивание проводили в понедельник утром. Также после свадьбы было принято растопить печь и приготовить угощение для свекра.

Калачины – это еще один послесвадебный обычай. Он был нужен для того, чтобы укрепить отношения между семьями, чтобы невесте легче было привыкнуть. Калачины проводили через месяц после свадьбы в доме жены. Родителям молодожены дарили по двенадцать калачей.

Ассортимент тканей в магазинах

Сегодня в магазинах и на официальных сайтах можно легко найти разнообразные натуральные русские ткани. Разумеется, они будут изготовлены не руками по старинным крестьянским методам, а на фабрике, но свойства материалы сохранят.

В некоторые ткани производители добавляют синтетику: это помогает объединить достоинства разных типов материалов.

Лен – это основная используемая на Руси ткань

Чаще всего спрашивают покупатели рус ткани лен: износостойкий материал, гипоаллергенный и приятный в носке. Хорошо держит температуру: греет в холод и охлаждает в жару. Из него можно шить различные вещи, но стоит помнить, что материал усаживается при стирке и сильно мнется. Полностью натуральное полотно обычно стоит дорого из-за сложного производства.

Из этого же материала шьют традиционные одежды – рубахи, платья, сарафаны, юбки, туники. Ткань раскрашивают, саму одежду могут украсить вышивкой или аппликациями.

Для теплых вещей можно использовать сукно. Оно не является исключительно «народным» материалом, в основном его применяли при изготовлении военной формы, также шили зипуны и верхние теплые штаны.

Крещение

Крещение Господне или Богоявление – православный праздник, который отмечают 19 января.

Крещение – батюшка читает молитву, святит воду

Крещение завершало святочный цикл – 12-дневные гуляния с гаданиями, колядками и вечеринками.

В этот день принято изгонять нечисть, замаливать грехи. Перед Богоявлением прощались со Святками:

  • убирали сено, которое вносили перед Рождеством;
  • скармливали животным праздничный хлеб, что лежал у икон с 7 января;
  • выносили мусор из дома, выметали из печи золу.

По дворам ходили ряженые исполнители колядок. Считалось, что чем больше в этот вечер придёт в дом колядующих, тем больше добра случится у хозяина в новом году.

Традиция наряжать елку

Во многих странах принято украшать ель на Новый год. Символом праздника считается любое хвойное дерево. Нередко вместо елки покупают сосну.

Появление этой традиции имеет давнюю историю. Еще наши предки верили в силу и мощь Мирового дерева, считавшегося символом жизни. В каждом народе почитали именно вечнозеленые деревья. Изначально было не принято срезать пихты и ели, и нести к себе домой, поэтому их украшали прямо на улицах, в лесу. Позже их начали вырубать и устанавливать у себя дома. Эта традиция быстро закрепилась среди россиян. В наше время придумали искусственные елки, которые стали очень популярны.

Обычно дерево ставят за несколько дней до 31 декабря и убирают только после Старого Нового года. В качестве украшений используют шары, светящиеся фонарики, шишки, дождик, сладости, новогодние фигурки. Многие стараются придерживаться единого стиля оформления, учитывая цветовую палитру, которую предпочитает хозяин предстоящего года.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху “запон” или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент – пояс. Эта

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий