Правополушарное рисование в офисе: как увидеть скрытые таланты ваших сотрудников

Весь текст за 2 минуты

  • Арт-терапия появилась благодаря работам нейропсихолога Роджера Сперри;
  • Она задействует правое полушарие, отвечающее за творческое «я», воображение;
  • Интуитивное творчество происходит за счет обычных ресурсов, правда, краски берут масляные, гуашевые;
  • Необязательно использовать кисти: некоторые работают пальцами, мастихином, марлей;
  • Все техники призывают оценивать мир, глядя на него с альтернативного ракурса;
  • Чаще всего юные интуитивные художники изображают природу, море, цветы, но ограничений нет;
  • Еще до того, как начать заниматься, можно попробовать свои силы дома, через обучающие видео;
  • Очные курсы правополушарного рисования не уступают по качеству реальным занятиям.

Интуитивное творчество — необычный способ познакомить маленького сына или дочь с изобразительным искусством. Он развивает когнитивные способности, учит находить нестандартные решения в художестве, в повседневности. Еще он увеличивает активность мозга примерно в пять раз. Это положительно сказывается на мыслительных способностях ребенка.

Главная идея правополушарного рисования

Как же все-таки переложить художественную задачу с левого на правое полушарие и не будет ли оно тоже возражать)))? Этому вопросу посвятила себя американская преподавательница Бетти Эдвардс. Бетти преподавала и занималась исследованиями в Калифорнийском государственном университете. Результатом ее работы стала книга «Открой в себе художника».

Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основная идея правополушарного рисования заключена в следующем: чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного вѝдения. Рисование – это несложно. Основная проблема  – это умение видеть, а точнее, сам переход в режим «особого вѝдения». Изначально кажется, что предметы мы видим очень даже отчетливо, а проблема как раз таки в том, чтобы реалистично нарисовать этот предмет. Но! Оказывается, все наоборот! Другими словами, человек уже умеет рисовать,  но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

В своей книге Бетти Эдвард сравнивает обучение рисованию с обучением езде на велосипеде. Кажется, все просто: садишься на велосипед, крутишь педали, держишь равновесие  и едешь! Но на практике это не получается с первого раза; нужно пробовать и раз, и два, до тех пор, пока не сможешь скоординировать все движения. Так же и с рисованием: нужно взять карандаш и просто нарисовать то, что видишь, только следует научиться правильно «видеть».

С помощью некоторых упражнений можно развить в себе эту  способность «видеть» как художник, а, следовательно, и рисовать! Так Бетти Эдвардс предлагает:

– Повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же  привыкло  работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.

– Попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).

– Рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает.  Это также учит работать с образами.

Вообще, в  книге приведен ряд последовательных упражнений, которые шаг за шагом раскрывают возможности правого полушария.

Методикой Бетти заинтересовались многие педагоги, психологи и художники, каждый по-своему ее развивал и предлагал собственные методы. Современные психологи также предлагают свои упражнения и методики на семинарах и тренингах.

Например:

– Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

– Рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Кому это полезно

Детям. Дети изначально правополушарны. Он воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», можно рисовать по данному методу.

Творческим людям. Часто бывает, что талантливый человек проявляет себя не в одном виде искусства. Все закономерно: учась рисовать, человек развивает правое полушарие, а творческое полушарие стремиться проявить себя еще где-то.

Бизнесменам. Эти людям по роду профессии постоянно требуется решать нестандартные задачи, и от оригинальности идеи  порой зависит весь успех дела, так что, раскрывшись в живописи, мозг сможет интуитивно находить верные решения и в бизнесе.

И всем тем, кому интересно попробовать что-то новое,  развить в себе скрытые способности.

В чём польза правополушарного рисования

Как рисуют дети правополушарным методом

Польза детям от рисования правым полушарием больше, чем от обычного создания изображений. Все из-за того, что задействуется эмоциональный интеллект. Он у юного творца только развивается. Это придает правополушарному отображению особую ценность. При арт-терапии происходит:

  • Улучшение когнитивного мышления. Творчество с применением правого полушария улучшает зрительную память, мелкую моторику, помогает быстрее воспринимать, обрабатывать поступающую информацию;
  • Укрепление художественных навыков. Если арт-терапией занимается маленький художник, мечтающий о карьере живописца, хобби поможет ему улучшить умения;
  • Совершенствование фантазии. Метод правополушарного изображения снимает ограничения воображения, помогает по-новому воспринимать окружающий мир, творить;
  • Самовыражение. Арт-терапия сильно повышает самооценку юного художника, помогает избавляться от неприятных переживаний без иррациональных всплесков эмоций;
  • Релаксация. Отображение, при котором задействовано правое полушарие, является отличным способом отдыхать после психологических нагрузок. Арт-терапия расслабляет разум, устраняет тревожность.

Видео мастер класс — как нарисовать цветы за 3 минуты

Рисуем пейзаж поэтапно

Дети часто начинают рисовать пейзажи и без подсказок взрослых. Но как их предлагают создавать преподаватели интуитивного рисования? Обычно — гуашью. И с применением всей детской фантазии!

Чтобы создать такую картинку по правилам интуитивного творчества, надо:

  • Загрунтовать бумагу белой гуашью;
  • Нанести пастельные цвета. Сверху идут светлые оттенки, а к низу — холодные, более насыщенные;
  • Растушевать все, создавая плавные переходы между тонами;
  • Нанести сверху синюю краску, размыть к низу белым;
  • Нарисовать горы поверх синей части — подойдут фиолетовый, синий, оттенки голубого;
  • Перед горами изобразить деревья, немного подкручивая веточки к верху;
  • Затемнить стволы деревьев спереди, создавая перспективу;
  • Прорисовать зелень под деревьями, чтобы позади она смотрелась блекло;
  • Выписать листву, подчеркнуть объем деревьев светлыми красками, торцом кисточки.

При желании можно заменить деревья цветами. Или холмами, деревушками, волшебными существами, которых выдумал маленький творец. При интуитивном рисовании нет строгих правил, поэтому оно нравится юным художникам.

Помочь создать другую версию горного пейзажа может видео урок.

Техника изображения

Арт-терапия освобождает фантазию рисующего. Юный художник просто за 10-60 минут прорисовывает конкретный сюжет, учитывая собственные эмоции, переживания.

Есть три техники. Они развивают базовые художественные умения интуитивного творца.

ТехникаОписание
Контурное отображение Маленький живописец рисует на жестком листе бумаги и при этом не следит глазами за движением руки. Техника позволяет со временем синхронизировать работу разума, движения рук. Благодаря такой технике формируется полезный навык при интуитивном отображении, при выполнении бытовых задач.
Арт-терапия вверх ногамиСначала выбирают простой линейный набросок. Желательно подбирать его быстро или вовсе без участия юного художника. Сознание не должно сохранить образ. Переверните избранную картинку вверх ногами, начните перерисовывать линии вместе, игнорируя их смысл.
Отображение видоискателемВидоискателем называют самодельный инструмент, который получится изготовить даже у ребенка. Вырежьте из картона рамку, к центру приклейте лист тонкого прозрачного пластика — видоискатель готов. Расслабьтесь, нацельте инструмент на предмет. Примите удобную позу. Возьмите инструмент ведущей рукой. Закрыв один глаз, начните копировать линии на пластик, бумагу.

Правополушарное рисование в офисе: как увидеть скрытые таланты ваших сотрудников

Если посмотреть на результаты одного-единственного занятия по правополушарному рисованию, все действо можно отнести к области мистики. Как это происходит, до конца, наверное,  понимают единицы. Все остальные остаются под впечатлением от происходящего.

Что это такое?

Термин «правополушарное рисование» ввела еще 30 лет назад американская учительница Бетти Эдвардс. Ее ученики делали небывалые успехи в рисовании, и все понимали, что таких совпадений не бывает. Действительно, как как из года в год в одном классе могли собираться только талантливые дети?

Вывод был таким: реалистично рисовать может каждый. Так, как каждый может читать и писать. Бетти Эдвардс сделала серию уроков, курс обрел популярность во всем мире.

В чем суть правополушарного рисования? Отвлечься от логического восприятия формы и цвета! Нужно научиться видеть свет и тень, «соседство» цветов, формы объектов и пустоты между ними.

На мастер-классе вы получите знание о том, как начать видеть по-новому. Будет много практических заданий и личных открытий вашего внутреннего мира.

Как проходит мастер-класс «Правополушарное рисование» в офисе

Вы делаете заявку о количестве сотрудников, которое будет участвовать на занятии. Организаторы должны понимать, сколько комплектов кистей, красок и защитных фартуков нужно взять с собой. И, конечно, сколько ассистентов должны приехать вместе с ведущим.

За час до начала мероприятия организаторы накрывают столы, раскладывают все необходимое для мастер-класса, создают творческую атмосферу в помещении вашего офиса.

Занятие проходит в легкой игровой манере. Все очень весело и эмоционально, ведь нужно расшевелить правое полушарие мозга :-). Вы успеете нарисовать 2-3 картины (формат А5).

Результат

Те несколько картин, которые вы нарисуете за занятие нельзя будет назвать шедеврами в общепринятом смысле, но именно для вас в этот день произойдет удивительный прорыв. Абсолютно точно, что так красиво вы еще никогда не рисовали.

Для стартового занятия вполне подойдет гуашь. С этой краской проще справиться тем, кто не брал в руки кисти с 7 класса средней школы. Легко разводить и смешивать цвета, легко исправлять неточности.

По отзывам тех, кто прошел даже укороченный выездной мастер-класс по правополушарному рисованию (в студии он длится 7 часов), появляется новое отношение к своим талантам и в других сферах. Яркие краски и неожиданная методика обучения оживляют творческую составляющую нашей личности.

Что еще бывает?

Огромной популярностью на корпоративах и даже деловых мероприятиях пользуются мастер-классы по живописи маслом, восточная каллиграфия и живопись на воде — эбру.

Я побывала на таком занятии, рисовала сама и смотрела, как это делают другие. Знаете, что приятно? Всегда и у всех получается необычная и красивая работа. Не стыдно принести домой и повесить в рамочку. Стихия воды, даже в спокойном состоянии в маленькой прямоугольной ванночке, удивительно помогает создать яркое произведение, отражающие ваш внутренний мир.

Организаторы делают все для того, чтобы не пострадала ваша одежда и предметы мебели, поэтому все эти творческие занятия можно организовывать и в офисе, и в кафе.

Если вы волнуетесь, что рисование не увлечет сотрудников, посмотрите еще 30 мастер-классов, которые я подобрала для вас.

Ирина Панасьян

Как устроен мозг

Известно,  человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие  обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое.  Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Правополушарное рисование: мастер-класс

Зимний пейзаж

За 15 минут. Переходим к рисованию. Ребёнку постарше можно объяснить, что картина рисуется слоями. Самый первый слой – это фон.

Как нарисовать фон? Нам понадобится три А6 или А5 листа. На них мы поиграемся с фоном.

Первый слой ФОН.

  1. Возьмите маленький листок. Цвет его может быть любой. У нас белый.

Возьмём большую кисточку (обязательно пощекотали ею себя – проверили: большая-не большая). Ныряем в белую красочку и покрываем ею полностью листок (грунтуем) , сопровождая весёлыми звуками: ля-ля-ля, там-там-там и прочими (чтобы было весело и никаких стрессов и ступоров…).

Среднюю кисточку макаем в любую краску, какая в данный момент приглянулась. Например, жёлтую. Прямо туда бульк. Обязательно говорим слово «бульк». Поставив вертикально кисточку, рисуем жёлтые точки на листе. То же со всякими звуками, как-будто стреляете.

Затем среднюю кисточку хорошо вытираем салфеткой (или об маму), и ныряем в любой другой цвет, например, красный. Ставим красные точки. Снова хорошо вытираем среднюю кисточку.

Выбираем третий цвет, какой захотелось. Например, зелёный. Ставим также точки.

Хорошо вытертой большой кисточкой ныряем в белую краску, и будем размазывать ею точки, проводя горизонтально один раз по одному месту. Ещё раз повторю: один раз по одному месту. Можно сверху положить деревянную рамку, чтобы показать ребёнку, как это будет выглядеть на стене. По существу мы нарисовали фон для будущей картины. Не берите за один раз более 3 цветов (белый не считается). Три любых цвета ещё сочетаются, больше – нет, надо подбирать.

  1. На второй листок наносим краску также, но растираем точки по диагонали. У нас не очень крутая диагональ получилась. Но угол можно увеличить.

Ещё один способ быстро создать фон для картины – растирать точки полукругом или по кругу. На большом листе это удобно делать губкой или ладошкой. Второй слой. Проводим горизонтальную линию. Это будет линия горизонта. Поясняем ребёнку постарше, что здесь земля с небом сходится. Горизонт всегда извилистый. Покажите нечто примерное на отдельном листочке. Средней кисточкой перпендикулярно нарисованной линеечке изображаем линии разной высоты. Возможно, это далёкий лес.

Третий слой. Перед далёким лесом (ниже горизонта) большой кисточкой нарисуем снег.

Четвёртый слой. На переднем плане проведём три линеечки примерно на расстоянии 2-3 пальчиков. Они разной высоты: папа, мама и малыш. Это будут 3 ёлочки. Одеваем их – рисуем горизонтальные комплексы точек вправо-влево. Снизу длиннее, к верху – покороче.

Пятый слой. Снег на еловых лапах. изображаем кисточкой или пальчиком.

Шестой слой. Снегопад. На большую кисточку набираем белой гуаши. Аккуратно постукиваем кистью о ребро ладони над всей картиной. Получился отличный снегопад.

Как учатся рисовать дети

Бетти Эдвардс  тщательно изучала и наблюдала, как учатся рисовать дети. Вот что она выявила.

Около одного года дети уже с удовольствием  начинают осваивать первые «каракули»,  хаотично водя карандашом или кистью по бумаге. И это доставляет им большое удовольствие.

Рисунок ребенка 1,5лет

К двум годам ребенок начинает осознавать, что его рисунок может обозначать что-то, что есть в реальном мире. Так, например, рисуется круг, добавляются две точки-глазки, палочка-рот и получается мама. Таким образом ребенок начинает разрабатывать собственную систему символов. С помощью одних и тех же символов рисуется сам ребенок, папа (только побольше),  мама (добавляются длинные волосы), бабушка (добавляются очки) и т.д. Маленький художник изо дня в день рисует похожие картинки, оттачивая собственные символы.

Рисунок ребенка 4 лет

Около 4-5 лет ребенок начинает осваивать пейзажи, на которых также изо дня в день повторяется одинаковый домик с окошком и дверью; традиционная земля – зеленая полоска внизу рисунка, небо – синяя полоска сверху, солнце, дерево. Затем девочки начинают рисовать принцесс и фей, а мальчики транспорт и супергероев. В возрасте 10-12 лет у ребенка появляется тяга к реализму, огромное желание нарисовать предмет таким, какой он есть в действительности. Тот, у кого это не получается, просто теряет интерес к рисованию и во взрослой жизни их умение рисовать остается на уровне 12-летнего ребенка. Другая же часть детей все-таки развивают в себе умение «видеть» предмет как художник и добиваются успехов в рисовании.

Таким образом, когда взрослому человеку предлагают что-то изобразить на бумаге,  он обращается к системе символов, разработанной в детстве и хранящейся в левом полушарии. Человек лишь мельком бросает взгляд на объект и начинает «выдавать» на бумаге привычные символы: вот символ для глаза, вот для носа, а вот и губы. Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, какие они есть. Таким образом, мы должны выключать доминирующий режим левого полушария и довериться другой, художественной и творческой, стороне мозга.

Рисовать могут все. Нужно только во время процесса перестать думать и анализировать свои действия, а просто погрузиться в процесс творчества))))

Какие материалы потребуются?

Во время очных мастер классах все материалы выдают бесплатно. Обычно для арт-терапии используют:

  • Бумагу. Так как иногда создание изображения происходит нетипичными инструментами, пальцами, надо использовать плотные материалы под акварель, холст. Обычно хватает бумаги формата А3, А4;
  • Кисти. Часто используют круглые кисточки из сибирской белки, щетины. Допустимо использовать синтетические, главное — иметь разнообразие размеров, плотностей;
  • Гуашь или масло. Материалы удобно смешивать, еще они необычно ложатся. К стандартному набору красок добавляются белила;
  • Мастихин. Небольшой металлический инструмент используется при масляной живописи. Он удаляет остатки краски прямо с холста, размешивает оттенки. Если пока создание картинок дается ребенку тяжело, мастихин не потребуется;
  • Палитру. Палитра нужна ради выведения цветов. Набор цветов должен быть небольшим. Художник сам учится чувствовать оттенки, создавать краски необходимых тонов вручную;
  • Марлю. Марлевая тряпочка устраняет ненужное масло или гуашь, создает необычные объемные текстуры прямо на холсте;
  • Воду. Стаканчик необходим ради очистки кисти. Если использовать гуашь разных оттенков, придется регулярно его очищать.

ТОП 5 онлайн-школ правополушарного рисования

Онлайн-школы не снабжают учеников необходимыми материалами. Но они позволяют расслабляться, творить не хуже, чем на очных занятиях. Мы подобрали некоторые онлайн школы, где занимаются правополушарным рисованием. К каждой вы найдете преимущества и можете легко определиться с выбором.

ArtDreams

Школа Татьяны Романовой, Натальи Тарасовой предлагает комплексное изучение изобразительного искусства, а также параллельное решение психологических проблем под руководством опытных преподавателей.

Art Potok

Продуманная программа занятий, сопровождение учеников помогают раскрыть дар творца, расслабиться. Достоинство онлайн-школы — бесплатный вводный уроке, куда могут попасть все желающие.

Kreativity

Эти 18 уроков предназначены детям от 10 лет, их родителям. Они способствуют семейному сближению, объясняют юному творцу, как выразить себя через творчество. Занятия легко подстроить под личный график.

Art Transformation

Творческий курс для любителей интуитивного изображения от Art Transformation позволяет «разбудить в себе творца», начать заниматься живописью системно. Программа создана так, чтобы было интересно людям разных возрастов.

Рисуй!

Курс правополушарного художества Наташи Будниковой помогает совершенствоваться в творчестве. Он ускоряет работу сознания, отрабатывает основные художественные техники, нужные ребенку, подростку.

Как заниматься рисованием с ребенком

Конечно, чтобы грамотно направлять юный талант и тактично подсказывать, для занятий с ребенком нужен чуткий психолог, опытный педагог и талантливый художник в одном лице. На первых порах с этой ролью отлично справится мама.) Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

* Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Пример зеркально-симметричных рисунков

* Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.

Белый зверек на черном фоне. Черный цвет для детей не мрачный, а интересный, так как выбирают дети по контрастности

* Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для  левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

Методика рисования

Поэтапная методика правополушарного рисования полностью обусловлена физиологией мозга. Художники считают, что она учит контролировать нервные импульсы. Именно из-за неспособности перестраивать импульсы у новичков не получается воплощать идеи. Они не могут видеть большое количество разнообразных решений во время работы, сохранять спокойствие после неудач. Из-за этого центральная нервная система находится в раздраженном состоянии. Интуитивно рисующие дети:

  • Используют нестандартные методы нанесения красок;
  • Рисуют, не ограничивая себя одним листом бумаги, плоскостью;
  • Прослушивают специально подобранные музыкальные плейлисты;
  • В перерывах делают расслабляющие дыхательные упражнения;
  • Практикуют необычные методы использования кисточек для создания изображения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий