Музей Гуггенхайма в Бильбао: величайшая постройка современности

Сиднейский оперный театр в Австралии

Этот шедевр современной архитектуры середины 20-го века стал знаковым символом Сиднея и всей австралийской нации. Но он известен еще и как самое узнаваемое здание в мире. Его крыша, похожая на белый парус, делает его таким — непохожим ни на одно здание в мире.

 

Его архитектор — датчанин Йорн Утзон (Jorn Utzon) был победителем международного конкурса дизайна в 1957 году — конкурса, специально организованного для создания проекта этого театра правительством Нового Южного Уэльса (округ в Австралии). Здание было открыто в 1973 году, и хотя его название звучит как Сиднейский оперный театр, но в нем находятся и другие залы.

Интерьер оперного зала с органом

Интерьер Студийного театра

Ресторан, выставочные залы, студия звукозаписи, драматический театр, концертный зал, театр Джоан Сазерленд — это только часть того, что сосуществует под одной крышей с оперным театром…

Собор Святой Софии в Стамбуле

Когда-то церковь, позже мечеть, а теперь и музей — Собор Святой Софии — является архитектурным шедевром и прекрасным примером византийской архитектуры VI века. Построенная в течение пяти лет, эта церковь несколько раз перестраивалась из-за пожаров и разрушений после землетрясений, но до сих пор является одним из прекраснейших зданий в мире.

Для постройки собора использовался самый лучший материал того времени, а также фрагменты древних построек, свозимых к храму со всех концов света, а для украшения использовали золото, слоновую кость и серебро…

Мозаика собора представляет собой уникальный пример искусства Византии. В 1985 году собор Святой Софии был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наследство Дарриды в катакомбах Гери

Музей в Бильбао на своих стенах собрал тяжелый налёт памяти, чтобы показать ржавыми пластинами Ричарда Серры, какой осадок оставил век, на похоронах которого играл саксофон, а рождение осветила сигнальная ракета с «Титаника». Гери находит способ передать эмоциональную впечатлительность своих современников. XX век — тяжёлый, тучный, грозный, и экспозиция выглядит монотонной, озябшей, как весь музей, закованный во льды стекла. Посетитель не забудет угрожающую белизну свернутых над ним листов огромной бумаги, чувство неустойчивости, тупика и нехватки воздуха. Внутри музей — что-то между египетской пирамидой и тонущим кораблем.

Организаторы ловко вплели сюда Энди Уорхола. Его «Мерлин» — пощёчина удешевлённому растиражированному искусству. И ему удобен придуманный Гери формат пещеры. Намекая на мумификацию искусства, Уорхол говорит с завистью к Пикассо, знавшему её живой: «здесь покоится муза, питавшая вдохновением все стороны света». Музей — пещера, уходящая под Монпарнас. Вход в неё охраняет огромный паук. Под его похожим на моток ниток брюшком редкий посетитель согласится, что здесь права нового искусства заявлены с философским благородством. Луиза Буржуа нашла такой образ идее Мамфорда: человек попадает в социальную материю, как в паутину, и не замечает, что она затягивает, опутывает и отравляет.

В своих мемуарах племянница Соломона Пегги пишет, что фонд изменил её восприятие фамилии, сделав из «Гуггенхайм» отдельную страну. Как королевство Лихтенштейн. Гери учёл эту особенность и внешнюю архитектуру подстроил под это восприятие. Пегги поддерживала искусство, казавшееся ненормальным (Поллока, Ротко). Её отец оправдывал амбиции Эйфеля и столь же убеждённо доверился надёжности «Титаника». То, как закрепилась в Париже Эйфелева Башня, утвердило право нового искусства на существование, и тонкий танцующий центральный холл напоминает знакомые, идущие крест-накрест опоры. Последние главы XIX века Джордж Паркер и Альберт Эйнштейн дописывают почти одновременно.

Подобные пластинам Ричарда Серра конструкции Эдуардо Чилида под остроумным названием: «Советы Космосу V» и Ансельм Кифер: «Падающие звёзды» (1995).

«Космическая игла» в Сиэтле

В Сиэтле, штат Вашингтон, находится еще одна мировая достопримечательность — Space Needle — «космическая игла», которая была построена специально для Всемирной выставки 1962 года и с тех пор стала символом города. Эта футуристическая башня была создана архитекторами Эдвардом Э. Карлсоном (Edward E. Carlson) и Джоном Грэмом (John Graham) и представляет собой конструкцию высотой в 184 метра и весом в 9 550 тонн.

Во время строительства башни был установлен рекорд (Западных Штатов) непрерывного бетонирования. 467 цементовозов заполнили цементом для будущего основания котлован глубиной в 30 футов и диаметром в 120 футов менее чем за 12 часов непрерывной работы! Но оно того стоило! Конструкция может выдерживать землетрясения до 9,5 баллов и скорость ветра до 320 км/ч.

Внутри башни находится ресторан «Небесный город» и магазин подарков, а с обзорной площадки, которая расположена на высоте 159 метров, можно видеть не только город, но и окружающие его горы с вулканом Рейнир и залив Элиот с его островами.

«Величайшее здание нашего времени»

Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.

Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.

Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

3 шедевра из коллекции

Большую часть экспонатов составляют авангардные работы, инсталляции, электронные произведения, абстракции. Несколько из них всегда вызывают повышенный интерес.

  1. «Суть времени» Ричарда Сери размещена в отдельном зале. Странно закрученные листы атмосферостойкой стали, создающие причудливые коридоры, выражают отношение автора к изменчивости временных пределов.
  2. Диптих «Мэрилин Монро» Энди Уорхол начал через неделю после самоубийства звезды телеэкранов, использовав шелкотрафаретную печать, за что критики написали множество нелестных отзывов. Время расставило все по местам. О критиках давно забыли, а к шедевру по — прежнему тянутся экскурсионные группы.
  3. Серия «Тени» Уорхола состоит из 102 полотен. На них губкой с краской нанесены изображения силуэтов реальных объектов.

Как создавался?

Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.

 Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.

Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.

 Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.

Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.

 Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.

Выставки музея

В музее проходят тематические выставки, посвященные культуре и искусству разных стран, а также действуют постоянные экспозиции. В основном они посвящены искусству ХХ века: основная часть коллекций состоит из абстракций, инсталляций и работ художников-авангардистов, а традиционных картин и скульптур в музее меньшая часть. А вход в музей Гуггенхайма охраняет Пуппи, полюбившийся всем щенок из цветов и травы.

Вход в музей

Как и любой другой новаторский и непривычный проект, творение Гери подвергся неоднозначной оценке современников: многие ругают его, многие восхищаются.

По словам специалистов, здание музея одновременно и совпадает с архитектурным контекстом города, не нарушая его, и в тоже время очень выделяется на фоне остальных зданий. Сами же жители города очень трепетно относятся к зданию музея, называя его ключевым звеном в деле возрождения культурной жизни Бильбао.

История создания

Властям Бильбао предложили создать этот музей в 1991 г. Его открытие состоялось в середине осени 1997 года. Данный проект очень важен для всей страны. На открытии музея можно даже было увидеть короля Хуана Карлоса I и его жену королеву Софию.
Благодаря новому культурному центру о Бильбао снова заговорили во всем мире. Кроме того, за счет выросшего туристического потока городская казна существенно пополнилась. Сейчас это одна из главных испанских достопримечательностей.

Но когда велось строительство музея, его сильно критиковали. Некоторые говорили, что на сооружение здания тратятся слишком большие деньги, хотя к 2013 г. окупаемость музея превысила вложенные в его строительство деньги в 37 раз. По словам известного баскского скульптора Хорхе Отейса, это «сыродельный завод», а не музей. Он говорил, что не даст свои работы для выставок в новом музейном пространстве, но на сегодняшний день они присутствуют в постоянной экспозиции.

Что можно увидеть внутри?

В залах можно увидеть постоянно обновляющиеся временные выставки, а также постоянную экспозицию, в которую вошли основные шедевры музея Гуггенхайма в Бильбао.

 Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения экспонатов, музей можно разделить на несколько зон по направлениям искусства. Это отделение кубизма, сюрреализма, футуризма и абстракционизма. Тут можно увидеть работы Кандинского, Дали и Пикассо. Впрочем, картин в собрании немного, основу экспозиции составляют инсталляции.

 Неизменным успехом у посетителей пользуются композиции, созданные Ричардом Сера. Его работы поражают своим масштабом, так как одна скульптурная группа весит до трехсот тон.

Кроме того, в залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса и других современных авторов.

 Несколько залов занимают работы художника из Германии Ансельма Кифера. Этот автор прославился тем, что при написании картин использует не только краски, но и различные «подручные» материалы, даже такие прозаические, как шелуха от семечек.

 Временные выставки, которые постоянно обновляются, могут сильно отличаться по качеству работ и известности авторов. Кому-то может повести попасть на выставку работ, представленных Эрмитажем и другими известными российскими музеями. А кому-то, возможно, придется осматривать работы малоизвестных художников из глубинки или даже детские поделки, сделанные детьми на уроках труда.

История возникновения музея

Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.

В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.

Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.

Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.

Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.

Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.

В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).

В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.

За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.

Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.

Арт объекты на площадке перед музеем

Чудеса восприятия для посетителя начинаются, как только он увидит издали само здание выставочного комплекса, а потом только нарастают и приобретают интенсивность. Трогательное впечатление производит скульптура маленького щенка терьера немаленьких размеров, появившегося благодаря выдумке художника Кунса. Очаровательный малыш, выполненный из живых цветов, смотрит на посетителей с 13 метровой высоты.

Людям с паукобоязнью идти дальше не рекомендуется. Вряд ли их приведет в восторг удивительно реалистичная скульптура 10 метрового паука с прозрачными яйцами в корзиночке, автором которой стала Луиза Буржуа. Лучше направиться в другую сторону и полюбоваться необычной конструкцией из поднимающихся вверх блестящих шаров, напоминающих пузырьки воздуха, сотворенных индийским скульптором Анишем Капуром.

История возникновения музея Гуггенхайма в Бильбао

Открытие комплекса состоялось в 1997 году. Многие город мира предлагали свои территории для постройки, но был выбран именно Бильбао, поскольку муниципалитет согласился на все требования организаторов строительства без всяких ограничений. До постройки музея туристических объектов в городе почти не было. Исторический центр сильно пострадал во время войны, старинные здания были разрушены. Власти не стали восстанавливать руины, а пошли по другому пути. Город постепенно преображался, украсившись зданиями и парками в стиле модерн. Чтобы увеличить доходы от туристического бизнеса, необходимо было создать несколько уникальных объектов, куда бы стремились посетители. Так совпало, что фонд Гуггенхайма как раз искал место для нового филиала Нью-Йоркского музея современного искусства.

Появление в городе нового музея очень быстро изменило жизнь Бильбао, сюда потянулись представители богемы, почитатели современного искусства. Ежегодно в стены музея любопытство приводит несколько сотен тысяч посетителей.

Что можно увидеть снаружи?

Даже не заходя в музей, посетители могут увидеть первые и очень необычные экспонаты.

 Оригинально и мило выглядит огромная (13 метров в высоту!) скульптура щенка терьера, превращенная по прихоти автора  (Дж. Кунса) в огромную, вечно цветущую клумбу. Это произведение является уникальным, увидеть его можно только в Бильбао. А вот представленный рядом букет гигантских тюльпанов того же автора является одной из пяти авторских копий, но от этого она не становится менее красивой.

 Шокирует посетителей огромная скульптура паучихи, установленная у входа в музей. Автором этой устрашающей скульптуры является Луиза Буржуа. Особенно зловеще выглядит паучиха на заходе солнца, когда скульптура отбрасывает гигантскую тень.

Но оригинальные скульптуры – это не все, чем музей может удивить посетителей. Например, установленная по периметру машина по производству облаков практически не видна. Но когда запускаются форсунки и здание начинает окутывать плотный туман, вид создается действительно сказочный. Так что посетителям не стоит спешить заходить в здание, лучше немного погулять и дождаться очередного сеанса запуска облаков. Правда, эффектное зрелище можно наблюдать только в безветренную погоду. Изобретателем этой удивительной машины является Фуджику Накайа.

 Идея создать огненные фонтаны и разместить их по периметру здания музея принадлежит Иву Кляйну. Но это зрелище можно увидеть только в темноте. А вот фонтаны водные, которые пускают струи прямо из-под земли по какому-то непредсказуемому ритму, можно наблюдать и в дневное время.

Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао

Не так давно Бильбао был серым, грязным, убывающим мегаполисом. Сейчас город привлекает ежегодно более миллиона туристов со всего мира. Благодаря строительству Музея Гугенхайма и ряда других зданий стало известно о феномене так называемого “эффекта Бильбао”. Здание музея с испанским названием Museo del Guggenheim было открыто 18 октября 1997 года. Фрэнк Гери вместе с командой архитекторов под его руководством разработали структуру, отличающуюся волнистыми формами и изгибами. Кроме того, наружные стены здания были покрыты 60 тоннами титанового листа. Здание принимает разные формы как при дневном, так и при искусственном освещении, такие как гигантский цветок розы или корабль с парусами и даже рыба. Инновация музея была основана на использовании компьютерной программы Catia при проектировании многогранного твердого тела объекта. Эта программа ранее использовалась Европейским космическим агентством при работе над формами корпусов самолетов и искусственных спутников.

Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао

Выставки [ править ]

В музее, в частности, представлены «крупномасштабные работы и инсталляции современных художников для конкретных мест», такие как змея Ричарда Серра длиной 100 метров (340 футов) , а также представлены работы баскских художников », а также жилые дома Подборка произведений »из собрания современного искусства Фонда. В 1997 году музей открылся «Музеями Гуггенхайма и искусством этого века», обзором из 300 произведений искусства 20-го века от кубизма до искусства новых медиа. Большинство произведений происходило из постоянной коллекции Гуггенхайма, но музей также приобрел картины Виллема де Кунинга ,Марк Ротко и Клиффорд Стилл и заказали новые работы Франческо Клементе, Ансельм Кифер , Дженни Хольцер и Ричард Серра .

Выставки часто меняются; в музее обычно проходят тематические выставки, посвященные, например, китайскому или русскому искусству. [ необходима цитата ] Традиционные картины и скульптуры – меньшинство по сравнению с инсталляциями и электронными формами. Изюминкой коллекции и ее единственной постоянной экспозицией является The Matter of Time (включающая более раннюю работу, Snake ), серию скульптур из погодоустойчивой стали, спроектированную Серрой, которая размещена в 130-метровой галерее Arcelor (ранее известной как Рыбная галерея, но переименованная в 2005 году в честь производителя стали, спонсировавшего проект). Коллекции обычно посвящены авангардному искусству., Абстракция ХХ века и беспредметное искусство. Когда музей объявил о проведении в 2011 году выставки «Световой интервал», показа произведений искусства, принадлежащих греческому бизнесмену Димитрису Даскалопулосу , который также является попечителем музея, это вызвало критику, среди прочего, из-за слишком большой кураторской власти для серьезного благотворителя. В 2005 году Оливье Берггрюэн и Ингрид Пфайффер организовали ретроспективу Ива Кляйна .
В 2012 году выставка Дэвида Хокни привлекла более 290 000 посетителей в музей.

  • Тюльпаны по Джеффа Кунса

  • Щенок по Джеффа Кунса перед зданием музея

Ссылки [ править ]

  1. ^ “Эль-музей Гуггенхайма Бильбао виве эль-майор аньо де су история ан су XX Aniversario” .
  2. ^ a b Tyrnauer, Мэтт (30 июня 2010 г.). «Архитектура в эпоху Гери» . Ярмарка тщеславия . Проверено 22 июля 2010 года .
  3. ^ Тамплиер, Карен. “Фрэнк Джерри” , Салон , 5 октября 1997 г., по состоянию на 21 марта 2012 г.
  4. ^ a b «Музей Гуггенхайма в Бильбао» , Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, по состоянию на 4 апреля 2012 г.
  5. ^ a b c Безопасность перед открытием Музея Гуггенхайма в Баскском городе , CNN , 18 октября 1997 г.
  6. ^ a b c Езда, Алан. “Сияющий новый Гуггенхайм для мрачного Бильбао” , The New York Times , 24 июня 1997 г.
  7. ^ “Ферровиальная история” .
  8. ^ Ouroussoff, Nicolai. «Новый музей архитектора в Бильбао, Испания, появляется как свидетельство оптимизма одного человека на фоне промышленного упадка» , Los Angeles Times , 2 июня 1997 г.
  9. ^ Гери, Фрэнк. Фрэнк Гери говорит об архитектуре и процессе (Нью-Йорк: Ризолли, 1999), стр. 20
  10. ^ Аггервал, Артика. «Фрэнк Оуэн Герти» . Проверено 18 августа 2011 года .
  11. ^ a b c Уолш, Джон. “Бесценная Пегги Гуггенхайм” , The Independent , 21 октября 2009 г., по состоянию на 12 марта 2012 г.
  12. ^ Б Ли, Денни (23 сентября 2007). «Бильбао, 10 лет спустя» . Нью-Йорк Таймс .
  13. ^ а б Томпкинс, Кальвин. “The Maverick”, The New Yorker , 7 июля 1997 г., по состоянию на 13 марта 2012 г.
  14. ^ Tyrnauer, Мэтт. «Архитектура в эпоху Гери» , Vanity Fair , август 2010 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
  15. ^ a b c Мушам, Герберт. “The Miracle in Bilbao” , The New York Times Magazine , 7 сентября 1997 г., по состоянию на 4 апреля 2012 г.
  16. ^ Темплер, Карен. “Фрэнк Гери” , Салон , 5 октября 1999 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
  17. Хьюз, Роберт, «Человек из стали» , The Guardian , 22 июня 2005 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
  18. ^ Голдбергер, Пол (2015). Строительное искусство – жизнь и творчество Фрэнка Гери . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 7. ISBN 978-0-307-70153-4.
  19. Перейти ↑ Malherbe, Arnaud (23 октября 2003 г.). «Gehry Technologies расширяет партнерство с Dassault Systèmes с целью разработки решений для строительной индустрии» . Пресс-релизы Dassault Systemes . Проверено 3 августа 2018 года .
  20. ^ “Музей Гуггенхайма” . Ферровиал . Проверено 5 ноября 2019 .
  21. ^ a b c d ” Гуггенхайм Бильбао – Донны, фотографии и планы” . WikiArquitectura . Проверено 5 ноября 2019 .
  22. ^ “AIA Awards” . Архитектор : 238. Июнь 2014 г.
  23. ^ Бодуэн, Женевьева (январь 2016). «Вопрос толерантности» . Журнал плана . 0/2016: 38, 39.
  24. ^ Caneparo, Лука (2014). Цифровое производство в архитектуре, проектировании и строительстве . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-94-007-7137-6.
  25. ^ Голдбергер, Пол (2015). Строительное искусство: жизнь и творчество Фрэнка Гери . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 298. ISBN 978-0-307-70153-4.
  26. ^ С высоты птичьего полета рендеринг Arcelor галереи с компоновкой установки «вопрос времени» , Artnet News, доступ14 апреля 2012
  27. ^ Фогель, Кэрол. «Гуггенхайм защищает выставку искусства попечителя» , The New York Times , 16 декабря 2010 г.
  28. ^ Гуггенхайм Бильбао, Художественная программа: 2005
  29. ^ Cañadillas, Iñaki. Практический пример: Планирование и развитие музея Гуггенхайма в Бильбао с перспективой маркетинга. Проверено 13 октября 2011 года .
  30. ^ Кроуфорд, Лесли. «Гуггенхайм, Бильбао и« горячий банан »». Архивировано 18 мая 2013 г. в Wayback Machine , Financial Times , 4 сентября 2001 г.
  31. ^ Кожи Прививка в «Шиваджи» , Индия Glitz
  32. ^ Hedgecoe, Гай. «Гуггенхайм в Бильбао продолжает делиться» , Deutsche Welle , 6 июня 2012 г.
  33. ^ Рыбчинский, Витольд. Когда здания слишком стараются , Wall Street Journal , 22 ноября 2008 г.
  34. ^ “Публичное представление: Марк Годфри и Рози Беннетт разговаривают с Брайаном О’Догерти”, Frieze, выпуск 80, январь / февраль. 2004, стр. 56.
  35. ^ Пикард, Чармейн. «Директор Гуггенхайма в Бильбао признает убыток в 4,2 миллиона евро» , The Art Newspaper , 14 августа 2008 г.
  36. ^ Харрис, Рэйчел Ли. «Официальный представитель музея Бильбао осужден» , The New York Times , 29 ноября 2009 г.
  37. ^ Nayeri, Фарах. , Bloomberg , 17 апреля 2008 г.
  38. ^ Ван Гелдер, Лоуренс. «Хищение в Гуггенхайме Бильбао» , The New York Times , 17 апреля 2008 г.
  • Куито, Аврора, Понс, Эугени, Гуггенхайм , 2001.
  • Гуггенхайм, Бильбао, 2000, «Искусство искусства» (Société Française de Promotion Artistique); нет. особенный.
  • Салливан, Эдвард Дж., Кальво Серраллер, Франциско , Хантер, Сэм, Форма и та фигурация: Блейк-Пурнелл bildumako maisu-lanak: , Музей Гуггенхайма Бильбао, 1998.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий