7 июля – праздник Ивана Купалы История праздника

Защита ребенка

Славяне считали, что новорождённый ребёнок находится на границе мира Яви, поэтому сразу же после его появления на свет, ведающие заговаривали младенца от болезней и злой сверхъестественной силы. Этот обряд проводился с помощью огня, которым обносили новорождённого, и чистой родниковой воды, которой брызгали на малыша в конце.

До достижения годовалого возраста ребёнка, кроме родных, нельзя никому было видеть. Это уберегало младенца от сглазов и порчи. В случаях, когда ребенок рождался слабым или больным, проводился ритуал «перерождение»:

  1. волхв накрывал малыша корытом, предназначенным для стирки белья;
  2. небольшой хрупкий камень кидали на дно корыта так, чтобы он разбился;
  3. мать снимала с себя верхнюю одежду и оставалась в рубашке;
  4. ребенка доставали из-под корыта, раздевали догола и трижды продевали через ворот рубашки матери.

Что нельзя делать на Ивана Купала?

Наши предки старались не спать в ночь накануне праздника. Считается, что ночью в дом могут пожаловать домовые, водяные, русалки, леший и прочая нечисть.

7 июля и накануне нельзя одалживать, отдавать или продавать что-нибудь, потому что семья может обеднеть. Также, найдя на дороге чужие вещи или деньги, лучше оставить их на месте, потому забрав их можно попасть в лапы перелесника (мифическое создание, которое принимает облик любимого человека).

В ночь на 7 июля беременным, детям и старикам стоит держаться подальше от воды, потому что водяная нечисть может навредить слабым организмам этих людей.

Через Купальский костер нельзя прыгать с кем попало — только с суженым (суженой).

До недавнего времени наши предки придерживались запрета вкушать ягоды до Ивана Купала. По поверью, детям женщин, которые пренебрегали этим запретом, Матерь Божья откажет на том свете в ягодах, потому что их блюдо матери съели. Поэтому до Купала женщины ягод не употребляли, а уже на праздник готовили много разнообразных блюд с вишнями, земляникой, клубникой, малиной.

Что нельзя делать на Ивана Купала

Купаться в открытых водоемах. Считается, что в праздник Ивана Купала появляется всевозможная нечисть — русалки, лешие, домовые и им подобные существа, и затягивают в воду всех, кто посмеет туда зайти. По этой же причине считалось, что в Купальскую ночь нельзя спать.

Приметы на 7 июля

  • Беременным, детям и пожилым людям нужно держаться подальше от воды. Опять-таки, считается, что появившаяся нечисть чувствует уязвымых людей, и высасывает из них силы и здоровье.
  • Продавать вещи, брать и давать в долг деньги, поднимать найденные деньги/материальные ценности с земли. На Ивана Купала лучше воздержаться от финансовых сделок, чтобы не привлечь бедность и убытки. Также не стоит брать кем-то забытые или потерянные деньги или вещи.
  • Злиться, жаловаться, быть в плохом настроении. Конечно, не всегда есть возможность проконтролировать свои эмоции, но желательно в этот день их не показывать окружающим, чтобы не навлечь на себя неприязнь высших сил. Так что постарайся окружить себя только приятными людьми и делами.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.

Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

История появления праздника

Рождество Иоанна Крестителя отмечалось раньше 24 июня, однако в связи с переходом на новый стиль, новая дата пришлась на 7 июля, из-за чего утратился астрономический смысл праздника. Остались одни традиции. Праздник, который с самого начала имел языческий подтекст и посвящался чествованию языческого бога Купала. С принятием христианства на Руси праздник совпал по церковному календарю с Рождеством Иоанна Предтечи (Крестителя). В данной ситуации проявилось желание православной церкви искоренить народные традиции, выражающиеся в «бесовских гуляниях» и поклонениях «темным силам», затмив народные традиции почитанием христианского Святого.

Старинное название праздника не имеет точных данных об источниках. Название Ивана Купала сочетает в себе одновременно народные традиции и христианские ценности, став в результате славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. С греческого Иоанн переводится как «купатель», поэтому велика вероятность, что и название праздника Ивана Купала стало плодом народного творчества и трактовки христианских понятий, связанных с омовением и очищением.

Впервые название праздника Ивана Купала официально появилось в Густынской летописи, в середине XVII века, хотя сам праздник отмечался у древних славян гораздо раньше. Ошибочная трактовка названия вызвала появление нового языческого божества у славян, на самом деле не имеющего ничего общего ни с историей возникновения праздника, ни с его настоящим названием. В реальности Купала стал фольклорным олицетворением Иоанна Крестителя, вобрав в себя одновременно народные традиции и христианские догмы. Долгие гонения церкви на саму идею празднования Ивана Купала, успеха не имели. Восточные славяне с завидным упорством продолжали отмечать любимый праздник, придав ему религиозную направленность. Желание отмечать Купалу именно в этот период и именно таким образом было связано, по мнению видных историков и языковедов, с желанием крестьян отдохнуть и развеяться накануне очередных жнив и уборкой урожая.

Привязка народного фольклора к православному христианскому празднику произошла в середине XVI века, когда на очередном церковном Соборе было принято решение ввести чествование христианских Святых в обиход. Значение и место Иоанна Крестителя в православной религии огромно. Именно Иоанн Предтеча пророчил появление Иисуса Христа, поэтому Иоанн Креститель является одной из наиболее значимых фигур в христианской церкви, наравне с Пресвятой Богородицей, стоящий перед Апостолами Христа. Суть праздника Ивана Купала. Традиции и обряды.

Праздник Ивана Купала, или Иванов день, как принято назвать этот день в обиходе, имеет множество красивых и интересных обрядов, каждый из которых символичен и является продолжением народных верований и поверий. Обряды на Ивана Купала связаны с народными гуляниями, во время которых происходит очищение водой, огнем и травами. Испокон веков в это день было принято купаться на утренней зорьке в открытых водоемах, смывая с себя всю нечисть и скверну, обретая душевное равновесие и покой.

Одним из главных атрибутов праздника является купальская ночь: время суток, когда происходит единение человека с природой, с божественными силами. Ночью народ пускался в пляски вокруг костров, совершая во время танцев ритуальные прыжки через костер, прохождение через горящие угли домашней скотины. Обычай был связан с очищением человека и домашней скотины от злых духов. Особенно любимым праздник слыл среди молодежи, которая собиралась в лесу вокруг костров, предпочитая предаваться веселью, дабы противостоять силам зла.

Помимо обрядов и ритуалов, в эту ночь было заведено проводить полумистические мероприятия, описанные в легендах и поверьях. Девушки и парни ночью гадали на своих суженых. Девушки также пускали в реку свои венки, а юноши старались найти в лесной чаще волшебный цветок папоротника, дающий силу и богатство. Гадание являлось одной из основных особенностей праздника, поэтому и в старые времена и сегодня девушки с особым трепетом ждут этого дня, надеясь узнать свою судьбу и обрести женское счастье.

Купальская ночь

 В ночь на Ивана Купалу собирают магическую траву – Червону Руту (Руту Красную). Настоящее растение “Рута душистая” желтого цвета. Но накануне и в ночь Купалы этот цветок меняет свой цвет на красный. Считают, что женщины, после нахождения мифической Руты в лесу и ее срывания, обретут удачу в любви. Такую девушку берут замуж и любят всю жизнь. 

 Из интересных фактов: в наше время эти мифические цветы обрели славу в песнях эстрады. Например, знаменитый хит Софии Ротару “Червона Рута” обыгрывает фольклорный сюжет. В тексте песни молодой человек обращается к своей любимой и просит ее не искать вечерами Руту, так как он пленен ее красотой и любит ее без всякой магии. 

 Цветам папоротника приписываются удивительные свойства (другое название – жар-цвет)

В купальскую ночь папоротнику уделено особое внимание. Именно тогда он цветет, что происходит раз в год

Легенды гласят, что нашедшему цветок сопутствует удача в поисках клада, человек становится невидимым, узнает полезные свойства растений. Среди волшебных свойств также: приворот любимой девушки, сбережение полей от стихии и власть над нечистой силой. 

 Поверьями описываются случаи нахождения цветка. В ночь на Купалу надо пойти в лесную чащу вдали от дворов с петухами. На земле чертят символы – круг, в центр которого надо сесть, держа травы (полынь) и освященную свечу в руке. Читают Псалтырь или тексты про Иисуса (Евангелия).

 В полночь цветок распускается, а нашедшего окружают нечистые силы. Она оборачивается множеством существ (змеи, жуткие кричащие жабы, даже привлекательные лица противоположного пола) и хотят пройти сквозь круг, но не проходят пока целостность символа не нарушена. 

 После срывания цветка папоротника в полночь, следует призвать святых и прочитать три раза “Отче наш”, бежа при этом домой. Человек при этом преследуется нечистью, иногда это могут быть ведьмы, которые пытаются сбить человека с пути называя его имя. 

Растения папоротника и Иван-да-Марья символы праздника

 Несмотря на происки нечистых, нашедший цветок папоротника не должен оглядываться, иначе растение теряет свои сказочные атрибуты. Оно может превратиться в горелую головешку или сухой гриб. Чтобы заманить человека черти могут обещать сокровища, которые не сохраняются и дома превращаются в кости и сухую листву. 

 Интересный факт: на самом деле папоротник никогда не цветет, так как размножается спорами. 

 В Купальскую ночь славяне имеют языческую традицию – божеству Купалы должна сопутствовать пара. Для этих целей выбирают девушку, традиционно стараются найти самую красивую. Ее голую наряжали цветами, а потом избранница занималась тем, что раздавала каждой девушке из свиты венок. Означать они могли следующее: свежий венок – богатство и счастливое замужество; увядший венок – бедная и несчастливая жизнь. 

 Среди народных поверий есть вера в способность деревьев в купальскую ночь разговаривать друг с другом, посредством шелеста листвы. Животные также наделяются человеческими качествами и беседуют между собой. В растениях просыпается много чудодейственных свойств. 

 В ночь перед Ивановым днем ведьмы очень опасны. В целях защиты от них используют листья крапивы, которую кладут на порог и подоконники. Травы защищают от нежданного вторжения злых сил. Ведьмы, могут также украсть лошадь. Бедных животных любят использовать как транспортное средство для путешествия на Лысую гору. После такого лошадь живой домой не вернется. 

 Среди популярных средств в эту ночь считается масло из муравьиных куч. Его используют при любых недугах для улучшения здоровья. 

 Удивительным свойством обладают утренние росы после купальской ночи. Девицы обливают ей свою лицо для красоты и в лечебных целях. Умыться такой росой в Иванов день сулит долгую жизнь. 

Заговор на Ивана Купала от измен мужа:

Замужние женщины, страдающие от измен мужа, могут в день Ивана Купала провести заговор на усиление любовных чувств супруга. С этой целью накануне Иванова дня купите две серебряные ложки.

Дождавшись полночи на 7 июля, сварите для своего любимого муженька кашу из трех круп – ячменной, кукурузной и перловой крупы, смешанных в равных количествах. Когда каша будет готова, следует положить в нее три ложки сливочного масла и такое же количество меда, посыпав далее щепоткой соли.

Завершив приготовление, поставьте кастрюлю с кашей без крышки на подоконник, так, чтобы на нее падал лунный свет. На завтраке надо дать одну серебряную ложку мужу, а вторую взять себе и начинать есть кашу из общего блюда, при этом в мыслях проговорить такие слова:

« Как вкушая кашу лунную, мой дорогой муж наслаждается, ее вкусом и сочностью поражается, так и меня Рабу Божью (имя) он чтоб любил и день и ночь на руках носил.»

Обряды на Ивана Купалу

Обряды на праздник Ивана Купалы связаны с огнем, водой и травами.

Обряды с использованием огня. Древние славяне обязательно разводили костер, чаще всего из соломы и сухой травы. Разжечь его старались только старинным способом — трением. Затем через костер прыгали все желающие. Считалось, что чем выше человек перепрыгнул костер — тем счастливее он будет в жизни. Если пара, которая встречается, смогла через него перепрыгнуть, держась за руки, то это значило, что они всегда будут вместе и проживут хорошую жизнь. Если одинокая девушка перепрыгнула и ни одна искра не коснулась ее, — это сулило быстрое замужество. Матери сжигали одежду своих больных детей, считалось, что это поможет им быстрее выздороветь.

Одним из обрядов с применением огня, было сжигание чучел. Специально к этому дню готовили огромные соломенные куклы. Одну из них одевали в женскую одежду, и это была Марена. Вторую куклу — в мужскую. Это был Купало. Вечером их торжественно сжигали либо топили.

Обряды с использованием воды. В разных местностях к ним и по-разному относились. Кое-где было принято обязательно купаться. Считалось, что в этот день из воды выходит все нечистое. В других селениях существовало поверье, что, наоборот, именно сегодня водяному не нравится, когда ему мешают. В таком случае жители посещали бани. Также все девушки старались умыться росой, чтобы кожа была красивой и здоровой.

Обряды с использованием трав. Растения тоже имели большое значение в праздник Ивана Купалы. Считалось, что травы, которые успевали собрать до рассвета, имели более целебные свойства. А про папоротник вообще были сложены целые легенды. Чтобы человеку открылись просто нереальные богатства, в ночь на 7 июля ему нужно было пойти в лес искать цветок папоротника. Говорили, что цветет он только один раз в году. Еще считалось, что в эту ночь оживают все деревья, передвигаются и разговаривают друг с другом.

В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Очищающий огонь

В эту ночь огонь обладает большой магической силой. Костер, разведенный в праздничную ночь, имеет очищающее свойство. По традиции костры разводились на берегах рек и озер, а затем перепрыгивали через огонь – тот, кто прыгнет выше всех, будет счастлив.

Ha зaкaтe paзжигaли кocтpы y peки или нa выcoкoм xoлмe, вoдили xopoвoды, пeли пecни, пляcaли, игpaли в игpы. Cлaвянe вepили, чтo нa Kyпaлy oгoнь пpиoбpeтaeт цeлитeльнyю oчищaющyю cилy, cнимaeт пopчy и oтгoняeт нeчиcть.

B нoчь нaкaнyнe Ивaнoвa дня выбиpaли ceбe пapy. Пapни и дeвyшки oбмeнивaлиcь вeнкaми и пpыгaли, взявшиcь зa pyки, чepeз кocтep. Ecли вcлeд пape пoлeтят иcкpы, и иx pyки нe paзъeдинятcя вo вpeмя пpыжкa – знaчит быть в cкopoм вpeмeни cвaдьбe. Cмoтpeли, ктo вышe пpыгнeт – тoт бyдeт cчacтливee.

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его Иваном-да-Марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Существует и обычай собирать травы в ночь Ивана Купала. Травы, которые собраны до восхода солнца, считаются магическими и обладают мистической силой. Эти травы необходимо засушить, а затем целебными отварами поить больных людей и изгонять злых духов, а также привлекать удачу и достаток в дом. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь.

Tpaвы в нoчь нa Ивaнa Kyпaлy oбpeтaют вoлшeбнyю cилy: cтaнoвятcя ocoбeннo цeлeбными, дaют здopoвьe и жизнeннyю энepгию, зaщищaют oт нeчиcти.

Ивaнoвcкиe тpaвы coбиpaли нoчью или нa paccвeтe пo poce, cyшили и пoльзoвaлиcь ими вecь гoд.

Oдин из cимвoлoв Ивaнoвa дня – цвeтoк Ивaн-дa-Mapья. Пo cтapиннoмy пoвepью, coк, выжaтый из этoгo pacтeния, вoзвpaщaeт cлyx и пoтepянный yм. Coбpaнныe в кyпaльcкyю нoчь цвeты Ивaн-дa-Mapьи клaли в yглы кoмнaт для тoгo, чтoбы вopы нe вxoдили в дoм.

Бoльшoй cилoй для зaщиты oт нeчиcти oблaдaлa пoлынь: ee cyшили и paзвeшивaли в дoмe, вплeтaли в вeнки и нocили нa пoяce. Для oтпyгивaния вeдьм, кoтopыe cтaнoвилиcь ocoбo oпacными в Ивaнoвy нoчь, pacклaдывaли нa пopoгe и пoдoкoнникax в дoмe кpaпивy.

Ивана Купала и христианство

Истоки праздника Ивана Купала можно искать в преданиях древних славян. Достоверно известно, что во времена язычества отмечали праздники, приуроченные к положениям Солнца. Кроме Ивана Купала, праздновали Коляду, Масленицу и Радогощь. Но именно день летнего солнцестояния сопровождался массовыми гуляниями и разнообразными обрядами.

С распространением христианской веры празднование Купальской ночи, как в народе часто называли день летнего солнцестояния, совпало с днем Крещения Руси. Бытует мнение, что первая часть современного названия праздника походит от христианского празднества Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). Происхождение второй части праздника – Купала – имеет несколько версий. К примеру, одни исследователи утверждают, что так звали языческого бога цветов и плодов. Другие историки говорят, что в языческой религии не существовало божества с таким именем, а само слово «купала» походит от традиции купания (омовения) в реках и озерах.

Праздник Ивана Купала берет свое начало с языческих времен

Существуют и другие названия праздника. Так, самыми распространенными в народе считаются:

  • Иванов день;
  • Иван-травник;
  • Ярилин день;
  • Ярило;
  • Купала;
  • праздник летнего солнцеворота;
  • праздник летнего солнцестояния и т. д.

Традиции на Ивана Купала:

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце

Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название — Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких.

Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли «марена» или «купала».

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось — народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий