Авторские подарки. Handmade — многоообразие.

Как оформить деятельность

В этом вопросе — два аспекта, и они взаимосвязаны:

1.      Оформление самой деятельности.

2.      Выбор системы налогообложения.

Можно работать в качестве самозанятого или ИП. Оба варианта подходят, если вы намерены сами продавать изделия, и хендмейд для вас — пусть маленький, но бизнес.

Чему отдать предпочтение:

1.      Самозанятость — основной вариант для мастеров и мастериц. Но годовой оборот не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Преимущество — небольшой налог: 4% дохода, если продаёте обычным людям, и 6% — если предпринимателям или компаниям. Нет продаж — нет налогов.

Что делать, если продажа хендмейд-товаров — нерегулярная подработка, и сами вы изделия не продаёте? В этом случае выбирайте работу по договору, который заключается с заказчиком или магазином. Вид договора зависит от характера договоренностей и канала сбыта.

Чаще всего используются:

1.      Договор комиссии — это когда магазин принимает изделия ручной работы на реализацию. Иногда его называют «аренда лавки». Магазин продаёт хендмейд-товары и перечисляет вам деньги за минусом своего вознаграждения. Платить налоги (13% НДФЛ) — ваша обязанность.  

2.      Договор подряда — вариант для создания изделий ручной работы на заказ. Заказчик даёт задание, вы выполняете, он принимает работу и платит за неё деньги. Удобно для постоянных или больших разовых заказов. Освобождает мастера от расчёта и уплаты налогов и взносов — это делает заказчик.

Документы на товары ручной работы

Часто хендмейд продаётся без всяких сопроводительных документов. Но это порочная практика — рано или поздно могут возникнуть проблемы.

К хендмейд-товарам предъявляются такие же требования качества, безопасности, соответствия СанПиН и другим нормам, как и к промышленной продукции. Важен не способ изготовления, а вид изделия, его назначение и характеристики.  

Могут понадобиться:

3.      Отказное письмо — если изделия нет в перечнях, но оно сходно с одним из указанных видов продукции или есть сомнения в необходимости сертификации.

4.      Описание характеристик изделия — для предоставления заказчику (покупателю) информации о назначении, качестве и основных свойствах.

Изделия ручной работы — оригинальная продукция с набором уникальных характеристик. Конкретное изделие, как правило, сложно найти в перечнях и нормативах.  

Как решить вопрос:

1.      Изготовить бирку или поместить информацию на упаковке. Это, кстати, полезно и в маркетинговом плане.

2.      Запросить и получить в органе сертификации отказное письмо на конкретное изделие (партию). Если оснований для сертификации не найдут — выдадут письмо. Если найдут — укажут на необходимость сертификации или декларирования.

3.      Урегулировать вопрос в договоре с посредником или заказчиком. Если вы работаете по комиссионному договору, сертификация — задача магазина. Если заключается договор подряда, требования к качеству изделий прописываются в задании, а порядок проверки при сдаче-приемке работы — в самом договоре.

Некоторые мастера «хитрят» и используют приставку «сувенирная продукция» к своим изделиям. Действительно, сувениры, как правило, не сертифицируются и не декларируются. Но проверять нужно предметно. Например, сувенирную керамическую посуду требуется декларировать. А многие изделия (хоть сувенирные, хоть нет) должны соответствовать СанПиН, иначе — административная ответственность. В частности, это касается детских игрушек.

Сертификацию и декларирование проходят только ИП или юридические лица. Для граждан, включая самозанятых, такой обязанности нет. В этом случае сертификация или декларирование — задача магазина (продавца), через который идёт реализация изделий. Такое условие лучше предусмотрительно включить в договор.

Подведём итоги

Что нужно сделать для продажи хендмейд-изделий:

1.      Зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого — если работаете регулярно и сами продаёте изделия.

2.      Оформить договор с посредником (продавцом) или заказчиком — если сдаёте изделия в магазин или работаете на заказ.

3.      Подготовить описание изделия (назначение, состав, свойства) — в виде отдельного документа, на бирке или упаковке.

4.      Определить, нужна или нет сертификация, кто должен её проходить — получите отказное письмо, пройдите процедуру или закрепите порядок в договоре с посредником (заказчиком).

Уделите время формальностям — это обеспечит защиту от нападок и позволит работать спокойно.  

Статья актуальна на 03.02.2021

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий