Конкурс “Большой объем легких”

Что нужно понимать про отношение вузов к олимпиадам?

Даже престижные вузы по-разному относятся к олимпиадам. Исходя из этого поступление по легким олимпиадам не всегда работает.

  • Медицинские вузы не дают много льгот олимпиадникам. Там любят тех, кто трудился и сдал ЕГЭ. Учиться в медвузе сложно, надо много труда и усидчивости, поэтому в такой схеме есть своя логика.
  • МГУ дает льготы только предметным олимпиадам высокого уровня из Федерального перечня. Это сложно.
  • ВШЭ любит принимать по олимпиадам и очень кропотливо расписывает, какие олимпиады что дают не только по факультету, но и по конкретному направлению обучения. Говорят, что так привлекают талантливую молодежь. А на самом деле, делают так, чтобы на ЕГЭшников осталось мало мест, а формальный проходной балл был запредельным. Так для большинства людей и формируется образ престижного вуза и престижной специальности, даже если там пока есть проблемы с качеством образования. Поэтому получить льготы по олимпиадам в ВШЭ для хорошего ученика реально на не очень престижные, только-только появившиеся направления или факультеты. Иногда, копаясь в документе о льготах олимпиадникам, обнаруживаешь, что олимпиада 3 уровня может дать 100 баллов по предмету – а это очень сильная поддержка при поступлении на не самый крутой факультет, но все же в ВШЭ.
  • Педагогические вузы перечисляют огромное количество легких олимпиад и конкурсов, которые дают те или иные льготы абитуриентам. Это тоже возможность поднять проходной балл и фактор того, что педвузы являются партнерами многих мероприятий, на которые надо привлекать старшеклассников и абитуриентов. А кто ж пойдет делать проект на конкурс в старшей школе, если он не дает льгот для поступления в вуз?

Вывод: Федеральный перечень олимпиад – это важно. Но он не является главным ориентиром для тех, кто не является олимпиадником и решил попробовать поступить по легкой олимпиаде, не готовясь раньше

В таком случае важней узкие лазейки, которые обеспечил вуз.

Стоит ли участвовать в олимпиаде в 10 классе?

Результаты олимпиад, включенных в Федеральный перечень, как правило, действуют 4 года. Поэтому десятиклассникам имеет смысл попробовать принять в них участие. Однако необходимо помнить: через год перечень изменится, и нужной олимпиады может в нем не оказаться – так часто бывает с теми легкими олимпиадами, которые вошли в список как олимпиада 3 уровня, но не смогли показать хорошие результаты за год: больше детей не пришло, работы победителей – слабые и т.п. Тогда самая легкая олимпиада вылетит из перечня, и призерам 10го класса уже не дадут льгот в год поступления. Но в 10 классе вполне можно позволить себе потратить время на такие пробы и эксперименты.

Обратите внимание на олимпиады и конкурсы в сфере технологического предпринимательства для школьников. Если у ребенка есть поддержка в проектной деятельности и он метит на специальности, связанные с предпринимательством или высокими технологиями

Среди них есть те, которые помогут взять дополнительные баллы или даже получить более серьезные льготы тем, у кого есть хороший проектный руководитель на кружке и/или команда в сфере технологий.

Можно ли поступить в сильный вуз по легкой олимпиаде?

Как ни странно, иногда да. Если есть бешеное желание попробовать, то можно вложить в эту возможность силы и время. Но не в ущерб подготовке к ЕГЭ. К ЕГЭ нужно готовиться усердно.

  • Во-первых, результаты олимпиад будут не раньше апреля. Понадеявшись на них, можно упустить шанс хорошо сдать ЕГЭ
  • Во-вторых, их надо подтвердить 75 баллами ЕГЭ для льготы БВИ. Очень обидно – вложиться в олимпиаду и не подтвердить ее.

Вот какие возможности поступить в сильный вуз по легкой олимпиаде нужно учесть.

  1. Если сильный вуз слили со слабым вузом, то в отделения слабого будет доступно поступление по легким олимпиадам. При этом качество образования будет постепенно выравниваться, а доступ к ресурсам вуза у студентов будет одинаков. Грубо говоря, лучше пойти в бывший МИЭМ при ВШЭ, чем в другой вуз с такими же баллами.
  2. Если есть желание поступить в филиал московского вуза в другом регионе, то нужно проверить льготы именно по филиалу. Очень часто одна и та же олимпиада в Москве дает всего лишь баллы за индивидуальные достижения, а в филиале – 100 баллов или даже БВИ.
  3. Если ребенок поступает в сильный вуз на непрестижную специальность, нужно внимательно просмотреть льготы олимпиадникам точечно по этой специальности. Туда вполне может попасть легкая олимпиада 3 уровня, за которую дают 100 баллов по предмету. У непрестижной специальности с большой вероятности будет учитываться какая-нибудь новая легкая олимпиада самого вуза или его партнера.

Противопоказания

Несмотря на простоту и безопасность процедуры, существуют ситуации, когда проведение спирографии может нанести пациенту вред. Выполнение спирографии противопоказано при:

  • перенесении в течение последнего полугодия инсульта или инфаркта;
  • наличии аневризмы аорты, тяжелой артериальной гипертензии;
  • пневмотораксе, дыхательной недостаточности III степени;
  • проведении в недалеком прошлом операции с вмешательством в брюшную полость или загрудинное пространство;
  • выполнении хирургических вмешательств на глазах в течение недавнего времени;
  • острой сердечной недостаточности;
  • эпилепсии;
  • тяжелых психических заболеваниях;
  • патологиях беременности.

Одними из факторов, оказывающих влияние на функцию легких, могут быть:

сутулость, сколиоз, сидячий образ жизни изменяют положение внутренних органов и не позволяют легким в полной мере раскрываться;
наличие отечности внутренних органов из-за нарушения оттока венозной крови, в результате нарушения оттока нарушается и приток артериальной крови;
из-за нарушения кровоснабжения нарушаются метаболические процессы в органах дыхания, тело получает недостаточно кислорода, что еще больше усугубляет общее состояние организма, происходит снижение защитных сил организма;
после воспалительных процессов, особенно после перенесенной коронавирусной инфекции, в органах дыхания могут формироваться фиброзные спайки, которые также не позволяют выполнять функцию легких в полном объеме;
помимо легких, в грудной полости находится и сердце, деятельность которого также может нарушаться (блокады, аритмии и т.д.), поэтому также необходима консультация кардиолога;
заболевания позвоночника также влияют на состояние легких, потому что ребра, образующие грудную полость, крепятся к позвоночнику, и нарушение подвижности в позвоночнике нарушает движение грудной клетки, что не позволяет полностью раскрыться легким;
нарушение подвижности в позвоночнике также вызывает нарушение питания нервных корешков, они могут сдавливаться, что может проявляться болями и дискомфортом, вызывать нарушение функции легких;
возле позвоночника находится ряд образований автономной нервной системы, которые регулируют работу всех внутренних органов в теле человека, поэтому необходимо уделять большое внимание диагностике позвоночника;
системные проблемы крови, такие, как анемия, также вызывают недостаточное питание всех тканей организма, в том числе нервных корешков, отчего необходимо проводить комплекс лабораторных исследований крови.

Всех пациентов обследуют, учитывая множество факторов, оказывающих влияние на функцию легких, а терапия подбирается индивидуально в зависимости от состояния организма и его резервных возможностей. Комплексный подход в сочетании с другими методами лечения дает возможность сократить период реабилитации и усилить эффективность проводимых мероприятий, минимизировать медикаментозное лечение, уменьшить риск возникновения осложнений в будущем.

Таким образом, спирография является весьма информативным диагностическим методом, позволяющим получить много информации о работе органов дыхания, проследить эффективность назначенной терапии и дифференцировать ряд патологий бронхов и легких от заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. При этом он отличается простотой выполнения, безопасностью и доступностью, что позволяет использовать спирографию практически без ограничений, в том числе в рамках профилактических осмотров.

Автор статьи

Гриценко Константин Анатольевич
Врач-невролог, мануальный терапевт, вертеброневролог
Стаж: 29 лет

Член медицинского сообщества города Москвы
Генеральный директор ООО” Институт восстановления человека”

Как проводится спирометрия

По сути, спирография и спирометрия – одно и то же. Единственная разница между этими понятиями заключается в том, что спирометрией можно назвать сам процесс выполнения исследования, а при спирографии его результат выдается в виде графика, точно описывающего функцию легких. Сегодня эти понятия идентичны и взаимозаменяемы.

Сейчас практически везде для оценки дыхательной функции используется компьютерная спирометрия, хотя ранее для этих целей применялись механические приборы, как правило, водного типа. Современные цифровые устройства, называемые спирографами, позволяют снять нужные показания в разных режимах и автоматически рассчитать необходимые соотношения, что существенно ускоряет и упрощает проведение диагностики. Система дополнительно учитывает вес, рост, пол, возраст пациента.

Спирография может выполняться при спокойном дыхании с целью определения жизненной емкости легких, при форсированном (резком, сильном) выдохе и с проведением функциональных проб:

  • проба с бронхолитиком позволяет обнаружить скрытый бронхоспазм, что делает диагностику более точной и позволяет лучше оценить эффективность проводимой терапии;
  • экспертно-провокационный тест с метахолином – используется для окончательного подтверждения или снятия диагноза бронхиальной астмы, так как позволяет точно обнаружить склонность бронхов к спазмированию и развитию синдрома гиперреактивности.

Аппарат для выполнения спирографии может быть закрытым и открытым. В первом случае он имеет вид герметично закрывающейся прозрачной камеры, соединенной с регистрирующей частью. Открытые аппараты обеспечивают вдыхание атмосферного воздуха и представляют собой компьютер того или иного размера и присоединенный к нему мундштук с датчиками.

Непосредственно проведение спирографии заключается в следующем:

  • пациент занимает удобное положение сидя;
  • ему надевают на нос особую мягкую прищепку и дают в руки специальный мундштук, подключенный к аппарату, который необходимо плотно прижать к губам;
  • изначально следует спокойно дышать на протяжении 10 секунд ртом, вдыхая и выдыхая через мундштук, но так чтобы не приходилось наклонять голову или вытягивать шею;
  • по команде врача, проводящего процедуру, следует сделать максимально глубокий вдох, а затем резкий, сильный выдох;
  • по команде врача выполняют частые и глубокие вдохи на протяжении 12 секунд.

Исследование длится 15—45 минут. После окончания процедуры компьютер составляет график по результатам исследования, который называют спирограммой. При обнаружении отклонений в ней процедуру обычно повторяют, порой неоднократно. Если же изменения стойкие и сохраняются от исследования к исследованию, больному рекомендуется пройти дополнительные диагностические процедуры или выполнить спирометрию с бронхолитиком.

Например, в спорных случаях может выполняться исследование особенностей диффузии легких, т. е. качество поступления кислорода из легких в кровь и выведения углекислого газа. Изменение этого параметра указывает о тяжелых нарушениях дыхательной функции. Также пациентам может рекомендоваться проведение бронхоспирометрии, т. е. введение бронхоскопа под анестезией с оценкой функциональности каждого легкого в отдельности с вычислением его минутного, жизненного объема и ряда других показателей.

Какие олимпиады школьников не подходят среднему ребенку?

Без опыта прежних побед и насыщенной олимпиадами жизни не стоит пытаться взять Всероссийскую олимпиаду школьников – это про высокие достижения профессиональных олимпиадников. В финале побеждают те, кто намного сильней среднего школьника по предмету и тренировался решать олимпиады не один год. При этом даже статус призера на региональном этапе, которого можно добиться огромным трудом, дает лишь дополнительные баллы в редкие вузы. 

Сложными являются традиционные олимпиады топовых вузов. На них идут все подряд, они имеют высокий уровень в Федеральном перечне, по ним дают льготы почти везде, поэтому конкуренция запредельная для тех, кто не имеет опыта и не является гением

Нужно обратить внимание на другие олимпиады из Федерального перечня и списков вузов, здраво оценить свои силы, свериться с данными выбранного вуза, составить список из нескольких олимпиад, готовиться и пробовать

Как найти информацию о льготах по олимпиадам на сайте вуза?

У многих вузов не так-то просто разобраться в структуре сайта. Но обычно нужные документы об олимпиадных льготах лежат в разделе “Приемная комиссия” или “Поступление” и появляются там в ноябре.

Нужно найти по выбранному вузу два документа с его сайта. Ключевые слова для поиска через поисковик или на сайте вуза в наименовании документа или страничке сайта:

  • Учет индивидуальных достижений поступающих на программы бакалавриата и специалитета – это то, за что можно получить дополнительные баллы от 1 до 10 к ЕГЭ.
  • Особые права перечень олимпиад – это когда нужно подтвердить результат олимпиады 75 баллов на ЕГЭ и поступить. Или же получить 100 баллов по предмету за олимпиаду.

Если на сайте вуза разобраться сложно, можно искать через поисковик по ключевым словам и названию вуза – главное проверить, что нашли не старый документ, а именно перечень текущего года поступления.

Особенности подготовки

Для получения максимально точных данных выполнение спирографии требует несложной подготовки. Так, следует воздержаться от употребления пищи за 6—8 часов до ее проведения, поэтому обычно исследование назначают на утро. Также перед процедурой не рекомендуется пить крепкий чай или кофе, курить. Накануне следует поужинать легким блюдами, отказаться от алкоголя и энергетиков. Допускается за час до исследования выпить стакан теплой воды. Кроме того, лучше отказаться от утренней зарядки, если таковая практикуется.

На спирографию стоит приходить в свободной, удобной одежде, которая не стесняет дыхания. Поэтому лучше не надевать галстук, тесное белье и т. д. Непосредственно процедура проводится примерно через 20 минут после того, как пациент пришел в клинику. Это время требуется для того, чтобы полностью нормализовалась работа дыхательной и сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки.

По рекомендации лечащего врача перед спирографией стоит сделать перерыв в использовании бронхолитиков, часто назначающихся при бронхиальной астме, ХОБЛ и других обструктивных заболеваниях органов дыхания. Так, использование β2-антагонистов короткого действия, в частности Сальбутамола, Вентолина, Беродуала следует отменить минимум за 6 часов до проведения спирографии. Ингаляции β2-антагонистов длительного действия, т. е. Серетида, Фостера, Форадила, Симбикорта, Сереванта и применение Оксиса необходимо проводить не позднее, чем за 12 часов до исследования. Что же касается пролонгированных теофиллинов, например, Спирива, то отмену препарата производят за сутки до спирографии. Но прекращать прием данных лекарственных средств следует только по согласованию с лечащим врачом.

Как найти подходящую легкую олимпиаду?

Когда у тебя нет шансов победить в олимпиаде 1 уровня из Федерального перечня олимпиад и ты не претендуешь на топовую специальность в топовом вузе, алгоритм действия следующий.

Шаг 1. Найти, какие олимпиады дают дополнительные баллы и льготы для поступления на сайте самого желаемого вуза.

Шаг 2. Выбрать из них те, которые соответствуют высокому уровню знаний ребенка по предмету. Например, многие родители несколько лет оплачивали репетитора по английскому, ребенку в школе вообще нечего делать на уроках – это шанс. Выбираем те олимпиады, которые соответствуют предмету “иностранный язык” и выписываем их названия.

Шаг 3

Найти эти олимпиады в Федеральном перечне и вычеркнуть олимпиады 1 уровня, оставить под вопросом олимпиады 2 уровня, выделить олимпиады 3 уровня и обратить на них пристальное внимание. Уровень олимпиады в перечне зависит от нескольких критериев, которые показывают, насколько она популярна и престижна, соответственно, чем выше уровень, тем выше конкуренция, ведь перечневые олимпиады дают льготы во многие вузы, поэтому сильные конкуренты идут брать именно их

Шаг 4. Сделать табличку с колонками:

  • Название олимпиады,
  • Уровень в Федеральном перечне
  • Организатор – какой вуз или независимая организация проводят олимпиаду
  • Предмет, которому она соответствует
  • Какому статусу (победитель или призер) какой тип льготы соответствует в выбранном вузе, например: БВИ (вне конкурса ЕГЭ), +10 баллов в качестве индивидуальных достижений, 100 баллов по предмету вместо результатов ЕГЭ.

Шаг 5. Выделить олимпиаду, которую проводит вуз, в который хочется поступить по легкой олимпиаде. Если это олимпиада 3 уровня, но при этом за нее дают БВИ – это не редкость и очень удачная комбинация.

Шаг 6. Вычеркнуть олимпиады 3 уровня, которые проводят топовые вузы. То есть, если ВШЭ открыла новую олимпиаду, она только-только вошла в перечень с уровнем 3 – это не значит, что победить легко. Это значит, что по этой олимпиаде ВШЭ задрала льготы для поступления к себе на не самые престижные специальности, чтобы привлечь огромный конкурс.

Шаг 7. Выделить олимпиады 3 уровня, которые проводятся не вузами, а другими организациями. Это большой шанс на низкий конкурс, сейчас таких олимпиад много, и они работают для нетоповых вузов, которые значатся партнерами олимпиады

Не будем разъяснять внутреннюю кухню этого процесса, просто рекомендуем обратить внимание на то, что по таким олимпиадам поступить БВИ не получится, но они легкие и позволят заработать дополнительные баллы

Шаг 8. Проделать такую же работу по остальным вузам и специальностям, в которые есть желание поступить.

Шаг 9. Сверить списки и обвести красным олимпиады, которые дают льготы в несколько выбранных вузов, пусть и с разным весом: где-то 100 баллов, где-то БВИ, где-то +10 баллов. Добавить туда же олимпиады вузов, когда у них 3 уровень.

Шаг 10. Зайти на сайты этих олимпиад, посмотреть задания прошлых лет и результаты прошлого года. Прикинуть, реально ли подготовиться на такой балл. Вычеркнуть из списка те олимпиады, где 50% заданий вообще не понятно как делать.

В итоге в списке останутся 3-4 олимпиады, которые реально взять и при этом получить максимальные преференции хотя бы в один из желаемых вузов.

Когда стоит добиваться статуса призера на региональном этапе ВОШ и как?

Все это имеет смысл только в том случае, когда ты живешь в регионе с очень низкой конкуренцией по предмету, сам предмет знаешь неплохо, на региональном этапе есть практическая часть или проект и письменная часть, а выбранный вуз дает льготы не менее 10 баллов к ЕГЭ, а то и более серьезные льготы. В таком случае вполне реально найти научного руководителя на проект, который возьмет максимальный балл, и сносно подготовиться к письменной части. Региону надо показать, что он не хуже других, призером есть шанс стать.

Какие региональные этапы олимпиады самые легкие?

Предмет по которым эта схема работает очень хорошо – Экология.

Статус призера Регионального этапа ВОШ в некоторые приличные вузы дает поступление без вступительных испытаний БВИ, если призерство – по профилю. Или хотя бы дополнительные баллы или 100 баллов по предмету Биология. Если абитуриент хочет поступить на специальность Учитель биологии и экологии – это совершенно рабочая схема. Большинство педагогических вузов зачислят его с таким результатом по олимпиадной квоте. Если он целится на специальность Экология и природопользование в техническом вузе – тоже. В вузах первого порядка такая победа даст максимум дополнительные баллы, и это не всегда оправданные трудозатраты в 11 классе. Пойти по этому пути выгодно в 10 классе, поскольку баллы не сгорят и пойдут в индивидуальные достижения через год.

Похожая схема действует по предмету Технология. Там не нужно делать проект заранее, но есть практический тур, который по силам тому, кто реально увлечен предметом и является профессионалом за счет сотрудничества школы с колледжем, многолетнего обучения в Дворце творчества и т.п. Имеет смысл зайти на сайт Всероссийской олимпиады школьников и посмотреть задания теоретического и практического туров регионального этапа. Внезапно мальчики с кружков по техническому творчеству и девочки, которые занимаются дизайном одежды в дополнительном образовании, могут рассчитывать на результат и льготы по поступлении. Ведь для них это самая легкая олимпиада и вполне реальная задача.

Льготы призерам и победителям регионального этапа по технологии часто дают педагогические вузы, а также профильные вузы или направления. Например, на факультеты дизайна в некоторых вузах это +10 баллов, которые не так-то просто набрать на ЕГЭ или творческом конкурсе.

Как понять, получится ли победить?

Для начала нужно открыть сайт Всероссийской олимпиады и посмотреть письменные задания муниципального и регионального этапов, а также баллы, которые позволяли стать призером в прошлом году. Они меняются год от года, но ориентироваться на них можно. Оцените шансы показать такой результат.

Если есть возможность сделать сильный проект по экологии или отлично выполнить практическую часть по технологии на региональном этапе, можно думать о подготовке, когда в регионе низкая конкуренция.

Как понять, сильная ли конкуренция на региональном этапе? Откройте протокол регионального этапа за прошлый год в вашем регионе. Если по предмету 1 победитель и 2-5 призеров – это низкая конкуренция, стоит задуматься.

Почему не стоит пытаться взять призерство регионального этапа по основным школьным предметам? Дело в том, что в победители и призеры попадают не просто школьники с наилучшими результатами по региону. После подсчета всех результатов по стране выводятся граничные баллы для победителей и призеров. Поэтому даже лучший результат по региону не гарантирует статус призера или победителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий